FCE Speaking (говорение) — это заключительная часть международного экзамена Cambridge English: First, подтверждающего ваше владение английским языком на уровне Upper-Intermediate (выше среднего). В разделе FCE Speaking необходимо показать, что вы действительно соответствуете этому уровню и можете достаточно свободно общаться на английском языке. В этой статье мы расскажем, как подготовиться к FCE Speaking, чтобы сдать эту часть экзамена на высший балл.
Формат экзамена FCE в 2015 году претерпел некоторые изменения. Они несильно коснулись раздела Speaking. Структура и общее время прохождения остались прежними: 14 минут на 4 части. Изменилось распределение времени на каждое задание, и в третьей части задание представлено не в виде картинок, а в виде текста. FCE Speaking состоит из следующих частей:
- Part 1. Interview — 2 минуты.
- Part 2. Long turn — 3 минуты.
- Part 3. Collaborative task — 5 минут.
- Part 4. Discussion — 4 минуты.
В разделе FCE Speaking проверяется беглость речи, словарный запас, знание грамматики, произношение (именно произношение, а не акцент). Особенность этой части экзамена заключается в том, что вы сдаете ее не самостоятельно, а с другим кандидатом, в редких случаях — с двумя. Задания проверяют 2 экзаменатора. Один экзаменатор задает вопросы и предлагает темы для обсуждения, второй — оценивает ваши умения и делает пометки относительно вашего ответа. Во время теста вы общаетесь и с экзаменатором, и с другим кандидатом.
FCE Speaking Part 1. Interview
Interview — это своего рода знакомство, на которое отводится по одной минуте для каждого кандидата. В этой части вы беседуете только с экзаменатором. Круг тем в interview довольно стандартный: ваша семья, родной город, интересы, учеба, работа, свободное время, планы на будущее. В большинстве случаев экзаменатор выбирает одну тему и задает по ней 3-4 вопроса. Ознакомьтесь с примерами вопросов, которые могут встретиться на экзамене:
Are you working or studying at the moment? Where?
What sort of job would you like to do in the future?
How do you like to spend your evenings? What do you usually do? Why?
Is your town large or small / clean or polluted / quiet or noisy?
Are you going to do anything special this weekend? Where are you going to go?
Do you use the Internet much? Why? Why not?
Что проверяется: умение рассказать о себе и ответить на вопросы общего характера.
Как готовиться
Потренируйтесь давать краткие, но емкие ответы на типичные вопросы. Давайте рассмотрим на примере, что значит «краткий, но емкий ответ».
В задании interview есть вступительная часть, которая называется warm up (разогрев). Эта часть обычно состоит из двух вопросов: What is your name? (Как вас зовут?) и Where are you from? (Откуда вы?).
Отвечая на вопрос Where are you from?, вы можете сказать не только название города, но и добавить какую-то его особенность:
- Большой город или маленький: It is a small provincial town / big city / megalopolis.
- Где он находится: It is situated in the North/South/East/West of the country.
- Чем он примечателен: It is a cultural capital / a capital of fashion / an industrial city.
Вы можете указать любую другую особенность вашего города. Увлекаться подробностями тоже не стоит, 1-2 фактов будет достаточно.
Как отвечать
- Не впадайте в крайности. Не следует отвечать одним словом Yes/No или элементарными предложениями, такими как I like it / I agree with you. В то же время не стоит давать длинные, пространные ответы и вдаваться в подробности.
- Отвечайте на вопрос прямо. Если вас спросили о планах на будущее, не надо рассказывать, где вы работаете сейчас и почему хотите поменять работу. Такая формулировка не даст ответ на конкретно поставленный вопрос — ваши планы на будущее. Скажите, что в ваших планах поменять работу, потому что, возможно, вы нашли что-то более интересное или планируете переехать за границу.
- Старайтесь звучать естественно. Ваша речь должна быть достаточно беглой. Если вы забыли какое-то слово, скажите другое. Не тратьте время на то, чтобы вспомнить нужное слово, это выглядит крайне неестественно.
Пример задания:
FCE Speaking Part 2. Long turn
В этом задании вы получаете буклет с двумя фотографиями, на которых, как правило, изображены люди. Вверху страницы, над фотографиями, стоит вопрос, на который вам надо ответить. Экзаменатор попросит вас в течение одной минуты ответить на вопрос, описать и сравнить фотографии, сказать, что вы думаете об этих снимках, нравятся они вам или нет. Времени на подготовку не дается, вы начинаете говорить сразу и говорите в этой части только с экзаменатором. После вашего рассуждения экзаменатор задает второму кандидату вопрос о ваших картинках. Второй участник должен отвечать в течение 30 секунд. Затем вы меняетесь ролями: второй кандидат получает другие фотографии и отвечает в течение минуты, а после его рассказа экзаменатор спрашивает, что думаете вы о картинках собеседника. На ответ вам дается 30 секунд.
Что проверяется: монологическая речь — умение описывать, сравнивать, рассуждать, представлять свое мнение.
Как готовиться
- Тренируйтесь описывать и сравнивать картинки. Для этого надо работать с как можно большим числом картинок.
- Тренируйтесь выражать свою точку зрения. Запаситесь красивыми фразами, которые вам в этом помогут. Например: As far as I’m concerned... (Я убежден в том, что...), I tend to think that... (Я склонен думать, что...). Не ограничивайте себя банальными I think / I like / I don’t like.
- Засекайте время на ответ. В этой части вам дается всего 1 минута, за которую вы должны успеть описать, сравнить и высказать свое мнение.
Как отвечать
- Начните свою речь с общего описания: кто изображен, что он делает. Обязательно обозначьте тему картинок.
- Не забывайте сравнивать изображения. Если вы сначала расскажете все об одной фотографии, а затем о другой, то элемент сравнения потеряется. Для сравнения используйте фразы:
- These two pictures show people who... — На этих фотографиях мы видим людей, которые...
- In the first picture ... is depicted, and in the second picture we can see... — На первой картинке изображен ..., а на второй картинке мы видим...
Довольно большой список таких выражений мы собрали в статье «Фразы для сравнения и противопоставления».
- Не растекайтесь мыслью по древу. Помните, что на ответ у вас есть всего 1 минута.
Пример задания:
FCE Speaking Part 3. Collaborative task
В части collaborative task вам снова придется выражать свое мнение, только на этот раз уже в форме беседы с другим кандидатом. Экзаменатор предлагает вам тему для обсуждения и несколько идей, которые вы должны осветить в своем диалоге. Ваша задача — обсудить выбранную тему и прийти в итоге к согласию с другим кандидатом. На обсуждение вы получаете 2 минуты, после чего экзаменатор останавливает вас и просит прийти к общему выводу, на это дается еще одна минута.
Что проверяется: диалогическая речь и ваше умение общаться с людьми — обмениваться мыслями, обосновывать и подтверждать свое мнение, оценивать чужое мнение, соглашаться или не соглашаться с собеседником.
Как готовиться
- Самый лучший вариант подготовки — создать условия, максимально приближенные к условиям экзамена. Поэтому тренируйтесь обсуждать разные ситуации с кем-нибудь, кто хорошо знает английский. Если такой возможности нет, придется выкручиваться и рассуждать самостоятельно. Чтобы ваш ответ не превратился в монолог, засекайте время. Вы должны говорить примерно половину отведенного на задание времени.
- Темы на экзамене могут встретиться самые разные, но слова и выражения общего плана, которые помогут вам высказать свое мнение, согласиться или не согласиться с собеседником, понадобятся обязательно. Вы можете найти такие выражения на сайтах vocabulary.cl и learnenglishteens.britishcouncil.org.
Как отвечать
- Начните с какой-нибудь вступительной фразы: Let’s begin with... (Давайте начнем с...); Why don’t we start by discussing... (Почему бы нам не начать с обсуждения...); We could start by talking about... (Мы могли бы начать говорить о...).
- Сначала обсудите плюсы и минусы каждой идеи, после переходите к заключению. Очень важно прийти к общему мнению в заключении. То есть, обсудив все варианты, вы должны остановиться на каком-то одном, который, по вашему мнению и мнению второго кандидата, отвечает на главный вопрос.
- Слушайте второго кандидата и взаимодействуйте с ним. Ваш ответ должен выглядеть полноценным диалогом, а не двумя отдельными монологами на общую тему.
- Старайтесь говорить 50 на 50. Если вам попался молчаливый собеседник, задавайте ему наводящие вопросы: What do you think of it? (Что ты об этом думаешь?); What is your opinion on the issue? (Каково твое мнение по этому вопросу?); I think... What about you? (Я думаю... А ты что думаешь?). Если ваш собеседник слишком разговорчивый, не перебивайте его резко, постарайтесь вежливо вступить в диалог. В этом вам помогут фразы из статьи «Как мастерски прервать собеседника? Dealing with interruptions»
- Взаимодействуйте не с экзаменатором, а со вторым кандидатом, иначе ваш ответ будет выглядеть как проверка домашнего задания на уроке английского языка. Вы должны вести себя естественно, чтобы экзаменатор видел, что вы уверены в своих знаниях и владеете английским языком на данном уровне.
Пример задания:
FCE Speaking Part 4. Discussion
Discussion — заключительная часть, в которой вы общаетесь и с экзаменатором, и с другим кандидатом. Discussion — это продолжение collaborative task. Здесь вы продолжаете обсуждать тему, которая была в предыдущем задании. Всего на четвертую часть дается 4 минуты. Сначала экзаменатор задает вам и второму кандидату по два вопроса, на которые вы по очереди отвечаете, затем он просит вас обсудить какой-то вопрос вместе.
Что проверяется: умение вести дискуссию на заданную тему. Здесь вы должны показать, что можете рассуждать на предложенную тему, подтверждать свои слова, приводить доводы.
Как готовиться
- Как и в части collaborative task, потренируйтесь вести диалог с кем-нибудь на английском языке.
- Если такой возможности нет, засекайте время, которое вы тратите на ответ. Всего экзаменатор задает 5-6 вопросов. Следовательно, ответ на каждый вопрос должен занимать 20-30 секунд. При этом качество ответа не должно страдать: вы должны использовать слова и грамматические конструкции, соответствующие уровню Upper-Intermediate.
- Тренируйтесь отвечать кратко. В этой части экзаменатор задает вопросы, которые в основном начинаются со слов: What do you think... / What is your opinion... / What can you tell about... ? — Что вы думаете о... ? То есть вам необходимо представить свою точку зрения. Но времени дается немного.
- Для того чтобы не тратить много времени, придумывая, как перейти к следующей мысли, и не использовать много лишних слов, учите linking words (слова-связки). С их помощью вы сможете логично и последовательно дополнить мысль, противопоставить одну идею другой, подвести итог всему вышесказанному. Найти эти слова можно здесь: dlsweb.rmit.edu.au.
Как отвечать
- Начинайте говорить со вторым кандидатом, когда экзаменатор вам это предложит. Не следует вовлекать в разговор второго кандидата, если вопрос адресован только вам. Когда вопрос будет задан обоим участникам, экзаменатор обязательно даст вам это понять.
- Смотрите на того, с кем разговариваете. Если экзаменатор обращается к вам, установите зрительный контакт с ним. Если экзаменатор задает вопрос обоим участникам экзамена, значит, надо повернуться ко второму кандидату и начать с ним разговор.
- Не забывайте использовать linking words и выражения, которые помогут вам сформулировать мнение.
Пример задания:
Общие советы о том, как отвечать на FCE Speaking
1. Не молчите
Если вы не поняли вопрос или вам нужно пару секунд подумать над ответом, скажите об этом. Вежливо переспросить вам помогут фразы:
- Sorry, I didn’t hear what you said. Could you repeat the question, please? — Извините, я не расслышал, что Вы сказали. Не могли бы Вы повторить вопрос, пожалуйста?
- Sorry, I didn’t catch what you said. — Извините, я не понял, что Вы сказали.
- I’m sorry. Could you repeat the question again, please? — Извините, не могли бы Вы повторить еще раз?
Если вам нужно пару секунд на размышления, используйте выражения:
- That’s a hard question. Can I have a second to think about it. — Это сложный вопрос. Могу я подумать пару секунд?
- Well, let me think. — Надо подумать.
- That’s a good idea/question. — Хорошая мысль/вопрос.
- It’s difficult to say. But I suppose that... — Сложно сказать. Но я предполагаю, что...
2. Приукрасьте действительность
Вам никто не запрещает придумывать ответы, даже если на самом деле вы думаете по-другому. Никто не будет проверять, сказали вы правду или нет. Экзаменатор оценивает форму ответа, то есть насколько грамотно вы говорите, используете ли грамматику и лексику уровня FCE. А содержание ответа его интересует мало.
3. Практикуйтесь как можно больше
Многие полагают, что к устному вопросу трудно подготовить ответ заранее, ведь речь должна быть спонтанной. Тем не менее ко всем типичным вопросам можно подготовиться. Учите наизусть фразы, грамматические конструкции в контексте, а потом старайтесь вставить их в свой ответ. Успешная сдача экзамена — это 10% удачи и 90% подготовки. И под подготовкой подразумевается все, что вы делаете в отношении английского. Смотрите сериал на английском — развиваете навык восприятия речи и уменьшаете вероятность не понять, что говорит вам собеседник. Читаете книги на английском — машинально запоминаете фразы в контексте и как их употреблять. Пишете сочинение — зазубриваете правильные конструкции. Запомните — все имеет значение!
Посмотрите пример FCE Speaking с комментариями экзаменаторов. Комментарии от экзаменаторов доступны в этом документе.
Практиковать разговорную речь самостоятельно нелегко. Намного легче, когда есть собеседник. А если вы хотите получить за раздел FCE Speaking высший балл, то собеседник должен быть грамотным. Среди преподавателей нашей школы вы сможете найти такого грамотного собеседника. На курсе «Подготовка к экзамену FCE», он поможет вам не только разговориться, но и научит вас выражать свои мысли красивыми словами и правильными конструкциями.