Печать

Как я проходил стажировку в университете Джонса Хопкинса в США

Опубликовано: 24.05.2019

Меня зовут Александр, я преподаю в школе «Инглекс». Сегодня я расскажу, как получил возможность бесплатно учиться в американском университете и какие преимущества мне это дало.

Как я проходил стажировку в университете Джонса Хопкинса в США

Для начала кратко расскажу, как я выучил английский и стал учителем. В моей школе были сильные учителя, поэтому к моменту выпуска я владел английским на уровне Upper-Intermediate. Затем я поступил в университет и получил специальность историка, а по окончании вуза пошел работать в турагентство. Спустя время компания вышла на международный рынок, стали появляться клиенты из других стран, поэтому руководители направили сотрудников на языковые курсы в лингвистический центр. В дальнейшем мне предложили преподавать в том же центре. К тому времени мне наскучило работать в турагентстве, и я как раз хотел сменить вид деятельности. Через какое-то время преподавательской практики я начал искать пути для профессионального развития.

Конкурс на получение гранта

О гранте Fulbright мне рассказал друг, сестра которого принимала участие в этой программе. Грант предоставляет правительство США. Суть программы в том, что преподаватели из разных стран мира учатся и работают в университетах США — преподают свои родные языки американским студентам. Обязательное условие — по окончании программы участники должны вернуться домой. Я давно думал о работе за границей, поэтому решил побороться за грант. Честно говоря, я планировал отправиться в Китай, об Америке даже и не мечтал. Но узнав о Fulbright, загорелся идеей съездить в США. У программы есть несколько направлений, я подавал заявку на The Fulbright Foreign Language Teaching Assistant Program, в ней могут принять участие учителя английского со всего мира.

Чтобы принять участие в конкурсе, не обязательно иметь диплом лингвистического вуза. Все гуманитарные науки в вузах США объединены в одну группу — social studies, поэтому моя историческая специальность тоже подошла. Однако важно подтвердить, что у тебя есть опыт преподавания. Для этого нужно предоставить скан-копию записи в трудовой книжке или справку с места работы. Преподаватель может участвовать в программе, даже если у него небольшой опыт работы. Однако важно помнить о конкуренции — чем больше преподавательский стаж, тем выше шанс обойти соперников. Когда я участвовал в программе, было ограничение по возрасту — подать заявку могли учителя до 30 лет — сейчас такое ограничение сняли.

Конкурс проходит в три этапа. Сначала надо подать заявку, написать мотивационное эссе и эссе о своей стране на английском, предоставить три рекомендательных письма и сертификат TOEFL с баллом не ниже 80 (экзамен я сдал на 103 балла). На подготовку пакета документов я потратил две недели. Если рекомендательные письма написаны на русском, нужно делать заверенный перевод, мои коллеги писали на английском. Диплом я переводил сам, а потом нотариально заверил перевод. Справки можно было предоставить на русском, так как их отправляли в российское представительство программы, которое расположено в Москве.

Если вам тоже нужно сдать TOEFL, наши преподаватели вас подготовят.

Насколько я знаю, в тот год более 2 000 человек прислали заявки, а квота для россиян была 40 человек. О результатах первого этапа конкурса я узнал спустя 2 месяца, тогда же прислали приглашение на собеседование в Москву. Перелет из Екатеринбурга и проживание в Москве мне оплатили из фонда программы. Нас разместили в отеле по два человека в номере.

Каждому участнику Fulbright было назначено время для прохождения собеседования, встреча длилась около 5-10 минут. В комиссию входили два американских и два русских представителя из The Institute of International Education, потому как институт отвечал за организацию и проведение конкурса. На собеседовании меня спрашивали о целях, мотивации и преподавании. Самым сложным был для меня вопрос по обучению русскому как иностранному — пояснить студентам тему глаголов движения.

Затем участникам прислали опросник, в котором нужно было выбрать шесть университетов для прохождения стажировки. Отмечу, университеты Лиги плюща в программе Fulbright не участвуют. У меня в приоритете были университеты Lewis & Clark в Портленде и Johns Hopkins University в Вашингтоне. В свою очередь университеты получали списки потенциальных кандидатов и делали свой выбор — меня взяли в Johns Hopkins University. Прохождение трех этапов отбора заняло около года.

Программа Фулбрайта в России

Программа рассчитана на десять месяцев — мы улетели в сентябре, а вернулись в июне. Перед тем как улететь в Америку, мы несколько дней провели в Москве, где посещали обучающие семинары, которые проводили представители программы. Семинары были достаточно общими, много времени уделялось культурным и бытовым аспектам жизни американцев, например, нам много рассказывали о harassment (домогательство) — актуальной теме для американского общества. Тогда же нужно было пройти собеседование на получение визы. Здесь важно сказать о том, что ваша цель — получить уникальный преподавательский опыт. Отмечу, для участников программы в посольстве был выделен целый день, поэтому нам не пришлось стоять в очередях.

Если вам нужно подготовиться к интервью на визу, записывайтесь на наш экспресс-курс.

Обучение и преподавание в американском вузе

Перелет в США оплачивала программа. Несмотря на то, что мой вуз находился в Вашингтоне, я провел пару дней в Аризоне, где участники проходили серию семинаров о жизни в США, работе в университетах, методологии преподавания.

Важно сказать, что Johns Hopkins University расположен в Мэриленде. Я же учился в отделении университета — School of Advanced International Studies в Вашингтоне, где получают магистерское и докторское образование. Участники программы должны преподавать и учиться около двенадцати часов в неделю. На выбор нам предоставили несколько курсов, я выбрал только языковые — английский и португальский. Английский я учил, чтобы приблизиться к уровню носителей языка. У нас не было учебников, преподаватели самостоятельно составляли этот курс, используя материалы TED, новостные передачи и шоу вашингтонской радиостанции NPR. Португальский я выбрал из-за удобного расписания и не пожалел — за полгода выучил язык до уровня A1. Кроме того, я прошел курс методологии преподавания языка — мы анализировали различные методы в обучении, где акцент был на коммуникативной методике и ее изменениях.

Вашингтон

Я вел курс русского языка по 3-4 часа в неделю. Моими учениками были американские студенты, изучающие международные отношения. По окончании университета им предстоит работать в Госдепе или других государственных учреждениях. Студенты знали русский на высоком уровне. Я проводил практические занятия (tutorial classes): семинары, панельные дискуссии, презентации.

коллеги

Обучение было бесплатным, и мне платили стипендию — 1800$ в месяц, которых мне хватало на проживание и карманные расходы. Многие участники программы получали порядка 500$, при этом они жили в кампусе и не тратили деньги на питание. Важно понимать, что по условиям программы и предоставленной визы участники не имеют право работать где-либо еще. Жилье я снимал, так как отделение моего университета располагалось в центре Вашингтона, в десяти минутах ходьбы от Белого дома, и у нас не было студенческого городка с общежитиями. К счастью, еще в России я связался с бывшим участником программы, который дал мне контакты своего арендодателя. Женщина, сдававшая квартиру, знала о программе Fulbright и согласилась подписать контракт не на год, как принято в Америке, а на девять месяцев. За 800$ в месяц я снимал комнату в типичном американском трехэтажном доме.

Будущим участникам Fulbright я советую еще до отъезда забронировать отель на пару недель и уже на месте искать постоянное жилье.

Английский в Америке

Я знал английский достаточно хорошо, поэтому никаких проблем с пониманием языка в США не испытал, американцы довольно легко идут на контакт. Академический английский в университете был понятным. Профессора и студенты говорили четко и разборчиво. Сленг я слышал только в общественных местах: транспорте, магазинах и на улицах. За год проживания в Америке я стал отличать южный акцент от северного, но так и не научился улавливать различия в речи представителей разных штатов.

Афроамериканский английский вызывал у меня некоторое недопонимание из-за очень артистичной манеры речи. Они используют вокабуляр и грамматические конструкции, которых нет в учебниках. Создавалось впечатление, что люди играют в театре или фильме.

Жизнь вне учебы и работы

Из-за отсутствия кампуса у нас не было никаких спортивных секций, но Вашингтон — один из самых спортивных городов, где проходит масса спортивных мероприятий. Я без труда нашел подходящий тренажерный зал и продолжил свои тренировки. Абонемент на месяц стоил 60$.

За время проживания в Вашингтоне я посетил много музеев, галерею искусств, Капитолий, Библиотеку Конгресса. В Белом доме не был ни разу, потому что для его посещения нужно заказывать пропуск через посольство или ждать мероприятия со свободным входом. Наше российское посольство тоже проводило интересные мероприятия — устраивали кинопоказы, угощали русской кухней.

развлечения

На выходных я часто выезжал за город, также побывал и в других штатах. Нью-Йорк у меня вызвал восторг, несмотря на то что мы попали туда в метель, меня поразил ритм города. В Лас-Вегас мы отправились потому, что прилететь туда дешево из любой точки Америки. У меня есть подозрение, что игровая индустрия субсидирует авиабилеты и таким образом стимулирует туристический поток в свой город. Там мне посчастливилось побывать в Гранд-Каньоне. Сан-Франциско впечатлил тем, что очень отличался от всех других городов Америки — мультикультурный и дорогой город.

Гранд-Каньон

Польза программы

Участие в программе положительно отразилось на моей карьере преподавателя — я стал более востребованным в профессии. В работе со своими учениками я использую те методические приемы, которым обучился в Америке. Я стал лучше чувствовать язык, глубже понимать его особенности. Кроме того, теперь я могу учить русскому как иностранному, что дает мне дополнительное направление в работе.

Насколько я знаю, условия Fullbright дают возможность участвовать в программе второй раз спустя два года. Думаю, в приоритете новые кандидаты, поэтому я не собираюсь снова подавать документы. Я планирую освоить еще одну профессию, в которой буду использовать язык как инструмент. Я поступил в магистратуру, хочу получить специальность в области экологических ресурсов.

Я советую всем преподавателям участвовать в программах обмена, так как это невероятный опыт.

© 2024 englex.ru, копирование материалов возможно только при указании прямой активной ссылки на первоисточник.
Печать