Каждый человек, изучающий английский язык, рано или поздно начинает задумываться, возможно ли самостоятельно учить грамматику английского языка. Кажется, что это не так уж и сложно: выучив какое-нибудь правило и выполнив определенное количество упражнений на закрепление материала, мы непременно освоим его и начнем сразу же использовать в речи. Так ли это на самом деле, расскажет данная статья.
Учим грамматику английского языка самостоятельно
Вариант № 1: можно попробовать учить грамматику самостоятельно, используя разнообразные пособия по грамматике английского языка для начинающих. На сегодняшний день существует великое множество таких учебников. Их составляют и отечественные, и зарубежные авторы. Среди них можно найти то, что придется нам по вкусу. Кроме того, грамматику английского языка можно учить онлайн, пользуясь, к примеру, материалами нашего блога. А если вы начинающий, советуем почитать наше полное руководство «С чего начать учить английский язык самостоятельно» и статью «Учебники английского языка для начинающих: какие пособия взять новичку».
Почему же по этому пути не следуют все изучающие английский язык? Почему грамматика часто вызывает почти суеверный страх у тех, кто с ней сталкивается? (Мы уже давали совет о том, как побороть страх перед грамматикой). Попробуем рассмотреть весь процесс изучения грамматики английского языка, чтобы понять, где именно таятся «подводные камни» при самостоятельной работе.

Изучение любой грамматической конструкции начинается с того, что мы должны найти (прочитать, услышать) описание этой конструкции, то есть узнать, что она означает. Как уже отмечалось выше, помочь в этом могут пособия и статьи в Интернете. Так как от количества подобных материалов разбегаются глаза, неизбежно возникает вопрос: какие из них выбрать? Какие источники информации оптимально изложат искомую конструкцию, правильно объяснят и покажут ее применение, не запутав нас? Не сумев верно ответить на этот вопрос, мы рискуем сделать ошибочный выбор среди имеющихся в наличии материалов. Таким образом, мы только навредим всему процессу обучения и потратим драгоценное время на изучение того, что совершенно не принесет пользы. Выходит, все напрямую зависит от случайности, от того, насколько нам повезет найти/отобрать действительно стоящие материалы.
Возвращаемся к процессу изучения конструкции. Ознакомившись с ее значением и построением, мы должны ее запомнить. Для этого нам необходимо выполнить определенные упражнения на механическое закрепление этой структуры, так называемые «дриллы» (от английского слова “drill”, что означает «тренировочное упражнение» / «практическая отработка»). При самостоятельном изучении грамматики здесь возникает очередной вопрос: как проверить, правильно ли мы выполнили упражнения? Можно, конечно, пользоваться ответами, которые даны в конце каждого уважающего себя пособия. Но такие учебники дают только правильный вариант, не объясняя, почему это так. Соответственно, мы либо самостоятельно приходим к пониманию, в чем именно заключалась наша ошибка, либо... либо продолжаем делать ее и дальше, если не найдем того, кто сможет понятно и правильно объяснить нам, в чем же дело.
И вновь посмотрим на процесс изучения грамматической конструкции, показанный на рисунке. Последний шаг в нем - это отработка выученной грамматической конструкции в речи. Без этого шага наше знание конструкции останется только на бумаге, а говорить мы по-прежнему будем «один сладкий булка». Где же найти партнера для устной отработки грамматических конструкций, если мы самостоятельно работаем с грамматикой? Есть возможность найти друзей по переписке на сайтах по языковому обмену. В этом случае мы сможем практиковать разговорный английский, но не может быть и речи о том, что новоприобретенные друзья будут изо дня в день исправлять наши ошибки и давать объяснения. Кроме того, у нас будет именно общая речевая практика, а не сфокусированная на конкретной отрабатываемой грамматической конструкции, что рассеет внимание и не позволит достигнуть цели.