Ведущий методист онлайн-школы английского языка «Инглекс» Мария Трибрат рассказала, как выполнение домашних заданий влияет на прогресс в изучении английского.
Домашние задания часто вызывают ассоциации со школой, и не самые приятные. Кажется, что во взрослом возрасте домашку можно уже не делать, но вот на занятиях английским их снова задают. В статье разбираемся, почему все-таки стоит полюбить домашние задания и как они влияют на процесс обучения языку.
Почему нужно делать домашние задания
Чтобы какое-либо действие получалось хорошо, его нужно повторять и отрабатывать много раз. Изучение языка — это работа над навыками. Сюда входит умение хорошо говорить, писать, читать и слышать английскую речь. Самое главное — не просто зазубрить правило или выучить слово, а понять их и научиться говорить. А чтобы этого достичь, требуется многократное повторение. Можно сравнить с тем, как мы учимся водить машину или готовить: нужно сделать одно и то же много-много раз.
Если отрабатывать пройденный материал только на уроке, это может замедлить прогресс в обучении. Занятия с преподавателем проходят, как правило, два-три раза в неделю. В это время студент погружается в английский, у него формируются новые знания или навыки. Чтобы погружение в английский было активнее, стоит к этим двум-трем встречам с педагогом добавить еще столько же самостоятельных занятий. Это поможет достичь прогресса.
Можно ли больше работать на уроке, а дома не делать ничего
Студенты часто спрашивают, можно ли обойтись без домашних заданий и просто заниматься больше. Например 60 минут, а не 45, или 5 дней в неделю вместо двух-трех. Такой подход тоже возможен, но неэффективен для реального усвоения английского языка по нескольким причинам.
Во-первых, дело в работе нашего мозга и нейропластичности. Чтобы сформировались новые нейронные связи, а материал усвоился, когнитивную нагрузку надо давать постепенно. Это можно сравнить с занятиями спортом и работой мышц. Если мы будем тренироваться каждый день, с большими нагрузками и без достаточного отдыха, это приведет не к телу мечты, а к усталости и выгоранию. Организму нужно время, чтобы усвоить новые процессы и восстановиться. Также и с английским — мозгу нужно обработать новую информацию и выстроить новые связи.
Во-вторых, домашние задания нужны для того, чтобы поддерживать правильный ритм обучения. Когда ученики не отрабатывают пройденный материал дома, нарушается темп, не происходит процесс запоминания и усвоения. Из-за этого часть нового занятия придется тратить на то, чтобы повторить прошлые темы.
В-третьих, без домашних заданий процесс обучения займет больше времени. Например, студент занимается по программе, на которую заложен год. Но год заложен на уроки с преподавателем, где вы сначала изучаете что-то новое, а затем отрабатываете выученное. Еще в хорошо разработанном курсе около 40% времени заложено на домашние задания. Если студент не выполняет домашнюю работу, то эти 40% следует компенсировать за счет уроков с преподавателем. Стоит учесть, что между уроками проходит больше времени, чем между уроком и самостоятельной отработкой. Значит, вы будете больше забывать, и потребуется больше времени на то, чтобы сначала вспомнить прошлую тему, а затем ее отработать. То есть еще минимум 20-30% времени вы потеряете на этом, а это еще плюс 3-4 месяца. Так годовая программа растянется на 1 год и 9 месяцев.
Получается, что на одной чаше весов — годовое обучение с домашними заданиями по 15 минут два раза в неделю, на другой — никаких домашек и почти два года обучения. Цифры говорят в пользу работы дома.
Сколько времени тратить на домашнее задание
Минимальное время, которое студенту рекомендуется тратить на выполнение домашнего задания — 15-20 минут. Но фактическое время будет зависеть от уровня — на более высоком объем заданий больше. Также надо учитывать индивидуальные особенности студентов: кто-то делает упражнения быстро, кому-то требуется больше времени.
Еще один фактор — общая загрузка ученика. Если человек понимает, что у него много рабочих или личных дел на неделе, он может попросить сократить объем задания. А в следующий раз у него, наоборот, будут свободные дни и возможность сделать дополнительные задания. Поэтому задача преподавателя — корректировать нагрузку в зависимости от потребностей ученика, а задача студента — соблюдать регулярность и посвящать хотя бы минимальное количество времени на отработку пройденного материала.
Когда лучше выполнять домашнее задание
Есть несколько подходов к тому, в какой срок после занятия лучше делать домашнее задание. Идеальный вариант — приступать к заданию на следующий день или через день. Например, если по расписанию занятия во вторник и пятницу, то оптимальные дни для домашки — среда или четверг. Еще лучше — разделить объем задания на два этих дня. Если уроки проходят по вторникам и четвергам, для самостоятельной работы остается среда. А когда между занятиями есть выходные или другие длинные промежутки времени, важно в это свободное время выполнить объемное домашнее задание или позаниматься дополнительно, например, поучить слова, почитать, послушать или посмотреть что-то на английском.
Если между занятиями с преподавателем проходит два дня, попробуйте разделить домашнее задание на части: одну сделайте в первый день, а другую — во второй.
Есть и другой подход — делать домашнее задание в выходные, потому что в эти дни легче выделить время и спокойно позаниматься. Ведь минимальные 15-20 минут, которые нужны на работу — это чистое время, а ему еще предшествует подготовка и настройка на работу с языком. Эта техника чуть менее продуктивна, потому что между занятиями на неделе вы сами ничего не делаете. Но такой подход работает на вас в долгосрочной перспективе.
Еще один частый случай, когда студент делает домашнее задание прямо перед следующим уроком. Конечно, это менее продуктивно, чем отработка через равный промежуток времени. Но это лучше, чем совсем не делать домашку. Некоторым людям такой подход даже помогает: они уже разогрелись, настроились на английский и готовы работать максимально продуктивно все занятие.
Домашние задания нужны, потому что прогресс зависит не только от уроков с преподавателем, но и от самостоятельной работы. При этом важно, чтобы педагоги понимали потребности и загрузку ученика и находили оптимальный объем заданий. В «Инглекс» руководствуются именно таким подходом. Домашнее задание организовано так, чтобы ученикам было максимально комфортно. В специальном приложении собрано всё необходимое: словарь, учебник и возможность получать обратную связь от преподавателя. Задания всегда доступны, поэтому их можно выполнять в любое время и в любом месте, даже если у вас плотный график. Не нужно выделять отдельное окно в расписании или нарушать привычный ритм жизни — достаточно открыть приложение в подходящий момент и выполнить задание. Чтобы начать заниматься и оценить наш подход к обучению, записывайтесь на бесплатный пробный урок.