IELTS Writing — настолько обширная тема, что мы решили выпустить две статьи. Первая посвящена выполнению первого задания письменной части IELTS, а вторая — написанию эссе.
Для поступления в иностранный вуз или работы за границей необходимо сдать международный экзамен IELTS. IELTS Writing считают одним из самых сложных аспектов теста. В этой статье вы найдете практические советы по подготовке к сдаче письменной части IELTS, примеры выполненных заданий, базовый словарь и набор грамматических конструкций, которые помогут получить высокий балл.
Я сдавала IELTS Academic, мой общий результат 8.0, а за часть Writing — 6.5. Результаты моих учеников — 6-7 баллов. Меня удивляет, что даже носители языка, у которых все аспекты сданы на 8.5-9.0, получают 6.5-7.0 за письменную часть экзамена. Такие результаты побудили меня к изучению этого вопроса. В марте я посетила семинар, посвященный тому, как готовить студентов к IELTS Writing, также изучила много литературы и советов опытных преподавателей, и в этой статье я поделюсь ими с вами.
Общие сведения об IELTS Writing
В первой части письменного задания кандидату необходимо сделать описание графика на английском, вместо графика может быть диаграмма, таблица или карта. Описание включает в себя анализ основных изменений показателей на иллюстрации, сравнение данных и подытоживание информации. Выражать собственное мнение не требуется. На выполнение задания дается 20 минут, текст должен содержать 150 слов.
В IELTS Writing есть 8 основных типов заданий, вам попадется одно из них. В статье мы не рассматривали IELTS writing task 1 general — примеры взяты из пособия IELTS Writing Task 1 Academic Module.
Типы заданий IELTS Academic Writing Task 1:
Тип задания | Пример |
---|---|
line graph — линейный график | |
pie chart — круговая диаграмма | |
bar chart — столбчатая диаграмма | |
table — таблица | |
map — карта | |
process — процесс | |
mixed type — комбинированное задание | |
flow chart — блок-схема алгоритма |
Структура работы:
Чтобы правильно выполнить задание и ничего не упустить, текст следует строить по шаблону.
1. Вступление — 1-2 предложения
Первое предложение во вступлении должно сообщать о периоде, месте и объекте описания. Примеры вступительных фраз приведены в таблице.
Словосочетание | Перевод |
---|---|
the table shows changes in | таблица показывает изменения в |
the table gives information about | таблица дает информацию о |
the bar chart compares | столбчатая диаграмма сравнивает |
the graph illustrates | график иллюстрирует |
the chart shows data about | график показывает данные о |
the figure shows how smth is produced | рисунок показывает, как что-то изготавливается |
Написать вступление будет легче, перефразировав задание, для этого используйте синонимы, например:
graph → line graph
chart → bar chart
diagram → figure
to show → to describe, to illustrate, to demonstrate
proportion → percentage
information → data
the number of → the figure for, the proportion of
people in the UK → the British
from 1999 to 2009 → between 1999 and 2009 / over a period of ten years
in three countries → in the UK, France and Spain
2. Резюме — 2-3 предложения, которые обобщенно описывают основные характеристики изображения
Резюме можно разместить сразу после вступления (в том же или отдельном абзаце) или в конце работы. Чтобы написать резюме, нужно проанализировать общий характер изменений на изображении за весь период и выделить основные тенденции. Если показатели все время варьировались, лучше выбрать другой способ — указать самые высокие и самые низкие показатели.
Посмотрим на список слов, которые помогут начать резюме:
Слово/Словосочетание | Перевод |
---|---|
as can be seen from the graph | как видно из графика |
it can be seen from the graph that | из графика можно увидеть, что |
the graph shows | график показывает |
it can be concluded from the graph that | из графика можно сделать вывод, что |
from the figures it can be inferred that, from the statistics it can be inferred that | из статистики можно заключить, что |
the graph illustrates | график иллюстрирует |
it is noticeable that | заметно, что |
we can see that | можно видеть, что |
it is clear that | понятно, что |
overall | в целом |
it is clear from the ... that | по ... понятно, что |
3. Параграф — основная часть (2-3 параграфа по 6-7 предложений) с детальным анализом
Чтобы написать хороший параграф, следуйте советам:
- проанализируйте информацию о каждом изменении;
- обратите внимание на самые высокие/низкие показатели в каждой категории;
- сравните показатели;
- выберите ключевую информацию и разделите ее на параграфы, поместите похожие тенденции в один параграф;
- не описывайте все тенденции, только ключевые;
- не объясняйте происходящее, только анализируйте и описывайте.
Ниже расскажем, как делать описания разных видов графиков, диаграмм и таблиц и приведем sample answers — образцы ответов.
Линейный график
Рассмотрим, как описывать линейный график IELTS.
Структура
Вступление
Автор перефразировал задание с помощью синонимов, избегая тавтологии:
shows → compares
number → figures
each day → daily
commuters → travel by workers
car, bus or train → forms of transport
between 1970-2030 → 60 years
Резюме
Резюме начинается с фразы it is clear, оно не содержит фактической информации, только общие черты. Здесь упомянуты две основные тенденции: самый популярный вид транспорта и основные изменения в количестве.
Параграфы 1 и 2
Деление на параграфы осуществлено по временному критерию: прошедшие годы поместили в один параграф, а предсказания — в другой.
Лексика
Для описания линейного графика кандидату пригодится лексика, характеризующая изменения в тенденциях. Мы выделили основные глаголы:
Слово/Словосочетание | Перевод |
---|---|
to rise, to increase, to grow, to climb, to boom, to peak (to reach / hit a peak), to rocket, to surge, to go up | повышаться, возрастать |
to fall, to drop, to decrease, to reduce, to decline, to dip, to plummet, to plunge, to go down, to reach the lowest point, to hit the bottom | понижаться, падать |
not to change, to remain stable, to remain steady, to stay constant, to stand steady, to maintain the same level, to remain unchanged, to plateau | оставаться без изменений |
to level out | сравняться |
to fluctuate, to oscillate, to be volatile | колебаться |
Почти от каждого из этих глаголов можно образовать существительное, это позволит варьировать грамматические структуры.
Глагол | Существительное |
---|---|
to rise | a rise |
to reduce | a reduction |
to remain stable | a period of stability |
to stabilize | a period of stabilization |
to level out | a leveling out |
to fluctuate | a fluctuation |
to oscillate | an oscillation |
to be volatile | a period of volatility |
Уместно подобранные прилагательные и наречия помогут дать более точную оценку тенденциям или описать изменения с учетом мельчайших деталей:
Наречие | Прилагательное |
---|---|
dramatically, sharply, enormously, steeply, substantially, considerably, significantly — сильно, резко, значительно | dramatic, sharp, enormous, steep, substantial, considerable, significant — сильный, резкий, значительный |
rapidly — быстро и за короткое время | rapid — быстрый |
moderately, mildly — умеренно, незначительно | moderate, mild — умеренный, незначительный |
gradually, slowly — постепенно, медленно | gradual, slow — постепенный, медленный |
slightly — легко, немного | slight — легкий, небольшой |
minimally — минимально | minimal — минимальный |
partially — частичный | partial — частично |
Грамматика
Основной трудностью при описании линейного графика может стать правильное употребление предлогов. Например, увеличиться на 10% по-английски будет to increase by 10%, а не on 10%.
Мы выделили основные случаи употребления предлогов для описания изменений:
- используйте to, чтобы сообщить, как изменилось количество — to increase to 100 (увеличиться до 100), to fall to 20% (упасть до 20%);
- используйте by, чтобы показать разницу — to decrease by 10% (уменьшиться на 10%);
- используйте at, чтобы уточнить количество — the number of X peaked, at 90% (количество X достигло пика на уровне 90%), Y remained stable at 15% (Y оставался без изменений на уровне 15%);
- from ... to используется для указания на диапазон — from 1996 to 2019 (с 1996 по 2019);
- после таких существительных, как a decline, an increase, a climb, используется предлог of для уточнения процентного количества (of 30%), затем предлог in, чтобы показать, в чем были изменения — there was a sharp decline of 40% in the number of children (количество детей резко уменьшилось на 40%);
- после слов, описывающих колебания, можно использовать between ... and — there were considerable fluctuations between 5 and 6 million (были серьезные колебания между 5 и 6 миллионами);
- перед годами употребляем in — in 1996 (в 1996).
Круговая диаграмма
Рассмотрим пример описания круговой диаграммы.
Структура
Вступление и резюме
В первом параграфе объединены вступление и резюме. Резюме начинается словами at first glance it is clear. Посмотрим, как перефразировано задание и какие синонимы использованы:
show → illustrate
the main → the primary
migration to and from → came to and left
reason → factor
definite job → employment
Параграфы 1, 2, 3
По критерию причин иммиграции и эмиграции письмо разделили на три параграфа. При этом выделены только основные причины — работа, учеба, семья. Отметим, что иммиграция и эмиграция не описаны в отдельных параграфах.
Лексика
При описании круговой диаграммы кандидат в основном работает с процентами. В таблице представлена полезная лексика.
Слово/Словосочетание | Перевод |
---|---|
the proportion of | доля, количественное отношение |
the percentage of | доля, процентное отношение |
a large number of | большое количество |
over a quarter of people | более четверти людей |
a significant number of people | значительное количество людей |
a very large majority | значительное большинство |
a significant proportion | значительное количество |
a minority | меньшинство |
a very small number | очень маленькое количество |
one in twenty (5%) | каждый 20-ый |
one in ten (10%) | каждый 10-ый |
less than a fifth (15%) | меньше одной пятой |
a fifth (20%) | одна пятая |
a quarter (25%) | четверть |
less than a third (30%) | меньше трети |
more than a third (35%) | больше трети |
two fifths (40%) | две пятых |
a half (50%) | половина |
just over | чуть больше |
approximately, nearly, almost, about, roughly | приблизительно, почти |
just under | чуть меньше |
Чтобы рассказать о количестве, нужно сперва понять разницу между number и amount. Number используется с исчисляемыми существительными, после него может употребляться глагол как в единственном, так и во множественном числе. В единственном числе перевод — «количество чего-то/кого-то», во множественном — «большое количество чего-то/кого-то». Amount используется с неисчисляемыми существительными. Соответственно, глагол употребляется только в единственном числе.
The number of people was gradually decreasing. — Количество людей постепенно уменьшалось.
A number of services were improved. — Большое количество услуг были улучшены.
A significant amount of money was spent on accessories. — Значительное количество денег было потрачено на аксессуары.
Вместо number и amount можно использовать слово proportion. Оно используется как с исчисляемыми, так и с неисчисляемыми существительными.
The proportion of young people listening to rock is higher than of those listening to classical music. — Количество молодежи, слушающих рок-музыку, больше, чем слушающих классическую музыку.
The proportion of water used for agricultural purposes is smaller than of that used in industries. — Количество воды, используемой для сельскохозяйственных целей, меньше, чем количество воды для промышленности.
Давайте обратим внимание на разницу между percent и percentage. Слово percent используется только после числа. Percentage используется в общем и может употребляться с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными:
The percentage of women knitting jumped to 45% in 2018. — Процент женщин, которые вяжут, подскочил до 45% в 2018 году.
The percentage of food people buy in supermarkets has increased in the last 2 years. — Процент еды, которую люди покупают в супермаркетах, вырос за последние два года.
80 percent of population did not come to the election. — 80% населения не пришло на выборы.
Грамматика
Если мы употребляем такие слова, как a third, a quarter и им подобные, после них используется предлог of.
A third of the students prefer studying abroad. — Треть студентов предпочитает учиться за границей.
Исключение составляет half, после которого можно как ставить, так и не ставить предлог of.
Half (of) the children were dissatisfied. — Половина детей не была удовлетворена.
Half (of) the population was ill. — Половина населения была больна.
Обратите внимание, что если существительное используется во множественном числе, то и глагол будет во множественном числе.
Выражения вроде one in three и one out of five, после которых используется существительное во множественном числе, не требуют после себя конкретной формы глагола. Возможно использование как единственного, так и множественного числа.
One in three men from the study says/say he never drives in bad weather. — Каждый третий мужчина эксперимента говорит, что он никогда не водит в плохую погоду.
Столбчатая диаграмма
Рассмотрим пример описания столбчатой диаграммы.
Структура
Вступление и резюме
Они здесь объединены в один параграф. Резюме начинается словами it is evident.
Произвели следующие замены:
British Emigration → British people who emigrated
between 2004 and 2007 → over the period 2004 to 2007, throughout the period
Параграфы 1, 2, 3
Параграфы разделены по критерию популярности стран среди эмигрантов. Выделены три страны лидера, которым посвящены отдельные параграфы. Внутри параграфов есть сравнения.
Лексика
При описании столбчатой диаграммы нужно проводить сравнение тенденций. Предлагаем следующие полезные слова и фразы:
Слово/Словосочетание | Перевод |
---|---|
compared to | по сравнению с |
in comparison with | в сравнении с |
while, whereas | в то время, как |
however | тем не менее |
although | хотя |
on the one hand, on the other hand | с одной стороны, с другой стороны |
in contrast, by contrast | однако, для сравнения, напротив |
more ... than | более ..., чем |
far less ... than | намного меньше ..., чем |
as ... as | такой же ..., как и |
like | так же, как и |
twice as much/many as | в два раза больше, чем |
three times more than | в три раза больше, чем |
the same as | такой же, как |
the chart compares ... in terms of | график сравнивает ... по критерию |
to be by far the most | быть значительно более |
to be fairly similar to | быть довольно похожим на |
in second place on the chart is | на втором месте по графику |
to be slightly higher than | быть немного выше, чем |
with a similar proportion of | с похожим соотношением |
to double twofold, to increase twofold | увеличиться вдвое |
a two-fold increase | увеличение в два раза |
to go up six times | увеличиться в шесть раз |
six times higher | в шесть раз выше |
to fall by one fifth | уменьшиться на одну пятую |
to fall by half | уменьшиться вдвое |
to be one tenth the total | составлять десятую часть от общего количества |
Таблица
Рассмотрим пример описания таблицы.
Структура
Вступление и резюме
Во вступлении задание перефразировано с помощью следующих синонимов:
shows → illustrates
proportion → percentage
pupils → school children
between 2000 and 2009 → from 2000 to 2009.
Резюме начинается со слов it is evident.
Параграфы 1, 2
Параграфы разделены по критерию изменений. В первом параграфе описываются изменения отрицательного характера, а во втором — положительного.
Комбинированное задание
Рассмотрим пример описания комбинированного задания.
Структура
Вступление и резюме
Задание перефразировано с помощью синонимов, предлогов и однокоренных слов:
shows → illustrates
visits → visitors
to and from → went abroad and came
from 1979 to 1999 → between 1979 and 1999
the most popular → to be the most popular
Кроме того, упомянуты оба графика и указаны единицы измерения — in millions.
Резюме начинается со слов overall, it can be seen that — важно, что в нем указана обобщенная информация по обоим графикам.
Параграфы 1, 2
При описании комбинированного задания логичнее всего посвятить один параграф первому графику, а другой — второму.
Карта
Рассмотрим пример описания карты.
Структура
Вступление
Задание перефразировано с помощью синонимов, других грамматических конструкций и предлогов:
illustrate → show
changed → developments have taken place
from 1990 to 2012 → over a period of 22 years between 1990 and 2012
Резюме
Резюме вводится фразой it is clear that. Описано общее впечатление от изменений за прошедшие годы.
Параграфы 1, 2
Описывая изменения в параграфах, автор использовал связующие элементы: secondly (во-вторых), furthermore (к тому же, более того), respectively (в указанном порядке, соответствующим образом). Такие слова позволяют следить за ходом мыслей, но нельзя ими злоупотреблять, привлекая внимание к элементам, а не сути анализа.
Лексика
При описании карты не обойтись без специальной лексики:
Слово/Словосочетание | Перевод |
---|---|
north | север |
east | восток |
south | юг |
west | запад |
population | население |
a railway | железная дорога |
a housing area, a residential area | жилой комплекс, район |
a highway, a motorway, the main road | главная магистраль |
to be located, to be situated, to lie | быть расположенным |
to run through, to run across, to pass through, to go through | пролегать через |
to enlarge | увеличить |
to expand, to extend | расширить |
to develop | развить |
to demolish, to knock down, to pull down, to remove | снести |
to cut down trees | вырубить деревья |
to construct, to build, to erect | построить, возвести |
to introduce changes | вносить изменения |
to add | добавить |
to convert, to redevelop, to make into | преобразовать |
to replace smth with smth | заменить |
to modernize | модернизировать |
to renovate | отремонтировать |
Грамматика
Говоря о грамматике, необходимой для описания карт, нужно сказать о временах группы Perfect. Present Perfect используется, когда необходимо описать изменения, которые произошли недавно и актуальны до сих пор. Это время используется с такими маркерами, как since (с тех пор, как), recently (недавно), lately (за последнее время), over the period of time given (за указанный период времени).
Since 2015, 2 new houses have been built. — С 2015 года построили 2 новых дома.
Over the last 20 years a few banks have appeared in the housing area. — За последние 20 лет в жилом квартале появилось несколько банков.
Past Perfect используется, когда какие-то изменения произошли до определенного времени в прошлом.
By 2015, a new shopping mall had been erected in the city centre. — К 2015 в центре города возвели новый торговый центр.
Время Future Perfect необходимо, когда речь идет о планах по развитию.
By 2020, 2 new kiosks will have been constructed next to the parking lot. — К 2020, рядом с парковкой построят 2 новых киоска.
Другая важная грамматическая конструкция для описания карт — это Passive Voice. Поскольку мы не можем знать, кто инициирует изменения или кто проводит работы, практически везде используются пассивные предложения.
A new club was built in 2010. — В 2010 построили новый клуб.
The trees had been cut down by 2018. — К 2018 году деревья были срублены.
The central zoo will be renovated next year. — В следующем году отремонтируют центральный зоопарк.
Описывая карту, важно указывать местонахождение объектов.
Next to the theatre there is an Italian restaurant. — Рядом с театром итальянский ресторан.
A new cinema was built by the road. — У дороги построили новый кинотеатр.
The new park is in the south. — Новый парк находится на юге.
Слово/Словосочетание | Перевод |
---|---|
opposite | напротив |
behind | за |
in front of, before | перед |
along the road, up the road, down the road | вдоль по дороге |
across | на другой стороне от |
in the neighborhood | по соседству |
nearby | недалеко |
over, above | над |
under | под |
among | среди |
between | между |
from ... to | от ... до |
near, next to, at, beside, by | рядом |
Процесс
В этом типе заданий может попасться любой иллюстрированный процесс, например изготовление какого-то вещества, или жизненный цикл животного.
Рассмотрим пример описания процесса.
Структура
Вступление
Задание перефразировано с помощью синонимов:
process → illustration
how ... create → are able to produce
Параграфы 1, 2
Параграфы разделены по этапам. В первом параграфе описывается, как получают сахар, во втором — как его используют.
Резюме
Резюме стоит в конце работы, оно подытоживает количество элементов процесса.
Лексика
Прежде всего вам нужно будет указывать на этапы процесса. Важно знать слова, которые описывают последовательность действий:
Слово/Словосочетание | Существительное |
---|---|
firstly, secondly, thirdly | во-первых, во-вторых, в-третьих |
to begin | для начала |
then, next | потом |
following this | следуя за этим |
in the subsequent stage | на следующем этапе |
followed by | за которым следует |
finally | в конце |
before (that) | перед тем, как |
after (that) | после того, как |
once, as soon as | как только |
subsequently | следом за тем |
a stage of the process | этап процесса |
stage two | второй этап |
in the next stage, in the following stage | на следующем этапе |
in the previous stage | на предыдущем этапе |
in the first stage, in the initial stage | на первом этапе, на начальном этапе |
in the last stage, in the final stage | на последнем этапе, на финальном этапе |
in a later stage | на более позднем этапе |
the next step in the process | следующий шаг в процессе |
at this/that point | в этот/тот момент |
in the first four stages | на первых четырех этапах |
Блок-схема алгоритма
Блок-схема алгоритма представляет собой ступенчатый график, на котором показан поэтапный алгоритм какой-то процедуры. Он отличается от процесса тем, что в нем нет иллюстраций, только блоки и стрелки. Так может быть представлен какой-либо бизнес-процесс.
Рассмотрим пример описания блок-схемы алгоритма.
Структура
Вступление
Задание перефразировано с помощью синонимов:
the process shows → the flowchart illustrates
diamonds moving → getting diamonds from ... to
retailer → who are selling them
Параграфы 1, 2, 3
В первом основном параграфе речь идет о том, как добываются и сортируются бриллианты разного качества. Второй параграф посвящен бриллиантам низкого качества, а третий — высокого.
Резюме
Резюме констатирует факт завершения процесса на определенном моменте.
Ошибки и советы
Распространенные ошибки
Не нужно делать следующего:
- Тратить больше 20 минут на задание 1. Уделите 5 минут планированию и проверке написанного и 15 минут — написанию работы. Эссе во второй части оценивается выше, поэтому оставшиеся 40 минут советуем потратить на него.
- Повторять слова и выражения из задания.
- Игнорировать резюме. 1-2 предложения, описывающие общую картину, должны обязательно присутствовать в работе.
- Проводить весь анализ в одном параграфе.
- Описывать все цифры, которые видите на графике. Нужно быть избирательным. Если информации много, чем-то нужно жертвовать. Ключевой навык — выбрать основные факты. Если вам надо описать карту или процесс, важно понимать, что исключать детали нельзя, так как они часть цельной картины.
- Описывать каждое изменение или показатель отдельно от других или по очереди. Помните, что вам нужно показать свои аналитические способности и провести сравнительный анализ.
- Добавлять факты, которых нет на изображениях (особенно в картах и процессах).
- Указывать свое мнение или отношение к фактам.
Полезные советы
- До того как приступать к тренировке, прочтите как можно больше примеров ответов с хорошим баллом. Выделяйте в них ключевые слова и фразы для описания цифр, пропорций, тенденций и изменений. Обращайте внимания на то, какие грамматические конструкции используют авторы, как они делят текст на параграфы, какую информацию включают, а какую опускают.
- Внимательно читайте задание, выделяйте ключевые задачи в описании к нему, а также ключевые показатели.
- Начните свои тренировки с написания вступления к каждому заданию. Практикуйте умение перефразировать задание несколькими способами. На следующий день напишите резюме ко всем тем вступлениям, которые вы уже подготовили. А через день опишите тенденции, цифры и изменения. После перепроверьте свои работы.
- Перед написанием параграфов четко определите для себя, по какому критерию вы делите информацию.
- Сравнивайте тенденции в целом, а не отдельные цифры или конечные показатели. Анализируйте не только сходства, но и различия.
- Употребляйте короткие предложения, пишите только по сути. Используйте умеренное количество соединительных элементов.
- Ведите отдельный словарь по темам, например, выражения, описывающие восходящую тенденцию, или слова, описывающие колебания и т. д.
- Тренируйтесь каждый день в течение 20 минут. Оставляйте себе время для вычитывания работы.