Чтобы хорошо сдать FCE (B2 First), CAE (C1 Advanced) или CPE (C2 Proficiency), вам необходимо иметь уровень Upper-Intermediate или Advanced и уделить серьезной подготовке не менее года. Мы решили облегчить ваше бремя — разобрали задания по аудированию и дали важные советы.
Мы уже писали, как сдавать Writing (письменную часть) на экзаменах FCE, CAE, CPE, а также рассказывали о секретах подготовки к части Reading (чтение) экзаменов FCE, CAE, CPE — не забудьте ознакомиться и с этими материалами. Теперь перейдем к тому, как подготовиться к части Listening (аудирование) экзаменов FCE, CAE, CPE.
Типы заданий из части Listening на кембриджских экзаменах: техники выполнения и примеры
Раздел Listening FCE, CAE и CPE состоит из 4 заданий и 30 вопросов. На выполнение этой части экзамена отводится 40 минут. Давайте посмотрим, из каких заданий состоит Listening на кембриджских экзаменах:
Экзамен | Multiple-choice | Sentence completion | Multiple matching |
---|---|---|---|
FCE | Part 1 — 8 заданий по 1 баллу Part 4 — 7 заданий по 1 баллу | Part 2 — 10 заданий по 1 баллу | Part 3 — 5 заданий по 1 баллу |
CAE | Part 1 — 6 заданий по 1 баллу Part 3 — 6 заданий по 1 баллу | Part 2 — 8 заданий по 1 баллу | Part 4 — 10 заданий по 1 баллу |
CPE | Part 1 — 6 заданий по 1 баллу Part 3 — 5 заданий по 1 баллу | Part 2 — 9 заданий по 1 баллу | Part 4 — 10 заданий по 1 баллу |
Теперь разберем примеры заданий кембриджских экзаменов с официального сайта: FCE, CAE и CPE.
Multiple-choice (выбрать правильный ответ из нескольких предложенных)
Суть задания Part 1 FCE, CAE, CPE: Вам нужно прослушать монологи и/или диалоги людей на какие-то темы. Перед каждым следующим отрывком дадут несколько секунд, чтобы ознакомиться с описанием ситуации и предложенными вариантами ответов. Все записи вы будете слушать по два раза.
Техника выполнения Part 1 FCE, CAE, CPE: При первом прослушивании вслушайтесь в ключевые слова, постарайтесь исключить варианты, которые точно не подходят. Во время второго прослушивания внимательно уловите весь контекст ситуации и выберите самый подходящий вариант. При желании вы также можете пользоваться черновиками и выписывать значимые слова.
Убедитесь, что в диалогах вы слушаете мнение того человека, о котором идет речь в задании. Например, вы слушаете беседу мужчины и женщины, а вопрос в задании может звучать следующим образом — What does the man think about the Olympic games?
Обращайте внимание на синонимичные слова. Например:
Maya would often bite and scratch all the relatives and doctors when she was a toddler. Later she became a diligent and reserved woman without any signs of aggression, drinking problems or antisocial behavior. She is a pediatrician and thus can be a nervous-wreck from time to time. She used to buy lots of cigarette packs but then decided to give them up.
What bad habit did Maya have?
- biting her nails
- smoking
- drinking
Первый вариант не подходит, так как Майя в детстве кусала не ногти, а окружающих. Третий также отпадает: в тексте сказано, что у нее не было проблем с алкоголем. Зато слова cigarette packs и give up указывают нам на правильный вариант — smoking.
Диалоги и монологи в этой части несложные, при регулярных тренировках вы научитесь быстро находить верные ответы.
Суть задания Part 4 FCE, Part 3 CAE и CPE: Вы будете слушать интервью, в котором ведущий задает вопросы одному или двум гостям. Перед выполнением Part 4 FCE и Part 3 CPE вам дадут минуту, чтобы прочитать все вопросы и варианты ответов. Перед Part 3 CAE вы получите 70 секунд.
Техника выполнения Part 4 FCE, Part 3 CAE и CPE: Это задание сложнее, и записи намного длиннее. Важно использовать свои 60-70 секунд на подготовку по максимуму — при прочтении вопросов и вариантов ответов отмечайте себе ключевые слова. Вопросы составлены последовательно, поэтому внимательно следите за ходом интервью. Сложность в том, что гости могут смеяться, глотать слова, спотыкаться и добавлять ненужные детали. Ваша задача — научиться мысленно отсеивать весь звуковой мусор в поисках важной информации.
Sentence completion (заполнить пропуски в тексте)
Суть задания Part 2: Вам дается 45 секунд на ознакомление с текстом. После чего вы слушаете монолог человека и вписываете недостающие слова или выражения в пропуски.
Техника выполнения Part 2: Когда будете читать текст, смотрите на словосочетания, которые окружают пропущенный фрагмент — это подсказка к ключевым словам, которые нужно найти в записи. Во время первого прослушивания постарайтесь понять общий контекст и выпишите на черновик слова и выражения, которые подходят. Если вы сомневаетесь между несколькими вариантами, выпишите их все. Аудиозапись составлена таким образом, чтобы вас запутать и дать несколько вариантов, которые могли бы подойти. Например, спикер перечисляет несколько дней недели или ряд своих эмоций. Во время второго прослушивания важно уловить те слова, которые подходят в строго заданный контекст. Вписать нужно дословные слова, а не синонимы или производные. Например:
В задании: This is what I call ...
В аудиоотрывке: A lot of people would say that it’s insane. My mom uses the word bizarre to describe it. But for me it has always been fascinating.
При первом прослушивании вы могли выписать три слова: insane, bizarre и fascinating. При втором вы должны понять, что правильный ответ только один — fascinating.
Когда прослушаете ролик два раза и заполните все пропуски, внимательно перечитайте написанное. Важно найти и исправить все ошибки и опечатки, иначе правильный ответ вам не засчитают. Также необходимо проверить, что вписанные вами слова соответствуют контексту с точки зрения грамматики. Например:
I ... on make up when you called me.
Добавить нужно was putting, а не put, have put или что-то другое.
Multiple matching (сопоставить утверждения с информацией в тексте)
Суть задания Part 3 FCE, Part 4 CAE и CPE: В FCE вам дадут 30 секунд, чтобы ознакомиться с заданием. После нужно будет сопоставить утверждения со спикерами, к которым они относятся. У вас 5 спикеров и 8 высказываний, 3 из которых лишние. В CAE и CPE у вас будет 45 секунд на ознакомление с заданием, но нужно будет подобрать по 2 утверждения для каждого спикера, там также будут лишние высказывания.
Техника выполнения Part 3 FCE, Part 4 CAE и CPE: В FCE при прочтении обратите внимание на похожие варианты. При первом прослушивании отсеивайте лишние варианты и выбирайте наиболее близкие, при повторном — внимательно вслушайтесь в контекст, чтобы сделать верный выбор. Иногда одно слово может подсказать профессию говорящего или его эмоцию, например:
Sally shouted at her kids a lot. (character trait: ill-tempered)
Ben used to put a lot of criminals behind the bars, but those days are long gone. (profession: retired)
В CAE и CPE дело осложняется тем, что вам нужно одновременно выполнять два задания: искать для каждого спикера по 2 верных высказывания из 16. При первом прослушивании отмечайте несколько подходящих вариантов и подчеркивайте важные слова в задании, при втором — выбирайте самые подходящие ответы.
Как сдать Listening на отлично: 9 идей
1. Используйте черновики
Если вы сдаете экзамен в письменном формате, используйте лист с заданиями: подчеркивайте или обводите ключевые слова, дописывайте контекст рядом с ними, ставьте плюсы и минусы напротив подходящих вариантов. В компьютерной версии вы также можете выделить желтым маркером важные слова и записать нужные пометки на выданных листах бумаги.
Во время первого прослушивания делайте наброски, при втором — концентрируйтесь на речи. Пометки пригодятся не только в ходе выполнения заданий, но также при проверке ответов и переносе их в бланки. Надо отметить, работа с черновиками может отвлекать от самого аудирования, поэтому потренируйтесь и решите, нужны ли они вам.
2. Внимательно слушайте оба раза
Даже если вы уверены в своем ответе, обязательно прослушайте задание второй раз до конца. Возможно, где-то вы поторопились и отметили неправильный вариант.
3. Учитесь понимать суть услышанного
Никогда не выбирайте вариант ответа только по ключевым словам, которые вы услышали. Вникайте в смысл высказывания, старайтесь понять подтекст и подумать, почему спикер сказал именно так.
4. Слушайте подкасты в оригинале
Можете смотреть англоязычные фильмы, сериалы и ролики в YouTube, но еще лучше — слушайте подкасты в оригинале, чтобы видеоряд не отвлекал от речи.
5. Используйте колонки или наушники
Вам нужно привыкнуть к формату экзамена: если вы выбираете компьютерное тестирование, тренируйтесь в наушниках, если бумажный вариант — включайте динамик. В последнем случае советуем не сидеть в полной тишине, пусть окружающая обстановка будет привычной: гудки машин с улицы, звонящий телефон и т. д. На экзамене может быть любой отвлекающий фактор.
6. Привыкайте к особенностям речи
Работайте с роликами TED Talks, слушайте выходцев из разных стран, с различными акцентами и темпом речи. Выбирайте выступления на самые разнообразные темы: экология, психология, наука — на экзамене вам может попасться все что угодно, поэтому стоит расширять свой кругозор.
7. Слушайте англоязычные интервью
Англоязычные радиошоу изобилуют интервью с различными гостями — на экзамене вам попадется несколько интервью, спикерами могут быть как актеры ситкомов, так и морские биологи. Также можете слушать авторские передачи по радио, чтобы привыкать к монологам.
8. Смотрите и слушайте новости
Новостные выпуски BBC и CNN на серьезные темы — политика, финансы, социальные проблемы — помогут привыкнуть к сложной лексике и грамматике.
9. Пользуйтесь советами из полезных ресурсов
Обратите внимание на следующие ресурсы:
- FCE Listening Exam Tips and Advice и 5 Steps to Improve Your English Listening от Oxford Online English;
- Cambridge English Teacher Rory — советы по подготовке к FCE и CAE от преподавателя и носителя языка Рори;
- Учебные пособия Common Mistakes at First Certificate... and How to Avoid Them by Cambridge English University Press, Common Mistakes at CAE... and How to Avoid Them by Cambridge English University Press и Common Mistakes at Proficiency... and How to Avoid Them by Cambridge English University Press.
Надеемся, наши советы помогут вам правильно подготовиться к части Listening (аудирование) экзаменов FCE, CAE, CPE.