Родителю, который не преподает английский язык, сложно понять в нюансах, есть ли у ребенка результат от занятий. В статье расскажем, на что обращать внимание и как стоит и не стоит отслеживать прогресс.
Какого прогресса стоит ждать от ребенка
Прежде чем отслеживать прогресс, нужно понять, готов ли ребенок заниматься. Это ключевой момент. Для онлайн-занятий важно уметь слушать учителя, писать, читать и не отвлекаться. Кроме того, нужно научиться пользоваться компьютером: знать клавиатуру и мышь, уметь включать звук и камеру. Если ребенок всего этого не умеет, то мы потратим много времени не на английский, а на подготовку к обучению. Результата не будет просто потому, что учитель не преподает английский, а адаптирует ребенка к учебе.
Лучше всего прогресс виден у начинающих с нуля: когда ребенок ничего не умел, а потом научился читать, писать, составлять предложения. При этом у детей 8-9 лет стоит ожидать заметного результата через год. Проверить можно и через месяц, но важно учитывать, что за это время прогресс не будет грандиозным. Например, ребенок будет знать 6 слов по теме школы и 6 названий цветов, сможет сложить элементарное предложение вроде «Моя ручка красная». Это уже хороший результат.
Когда ребенок или подросток уже заговорил, человеку без знаний английского будет сложно отследить динамику. На что я как преподаватель обращаю внимание:
- Какие ошибки отсекаются. Например, ученик разобрался с present continuous и перестал ошибаться в этой теме.
- Насколько разнообразен словарный запас. Здесь мы рассматриваем богатство языка и умение использовать синонимы: допустим, ученик может сказать не только big, но и large, не только interesting, но и exciting.
- Насколько детализировано студент формулирует свои мысли. Умеет ли связывать предложения, выражать свое мнение и аргументировать его.
Постепенно то, что типично для русского языка, должно становиться привычным и в английском: грамотная речь, умение использовать синонимы, слова-связки и разнообразные конструкции. Это уже более специфические вещи, незаметные родителю, но ими обуславливается прогресс в языке.
В «Инглекс KIDS» мы отслеживаем прогресс по активным знаниям — тому, что студент может сказать. Не прочитать, услышать и понять, а именно сказать, потому что основная цель изучения языка — умение говорить. Если ребенок ходит на занятия, но не говорит, — это пустая трата времени.
и как без давления и критики убедить своего ребенка учиться
и подписываетесь на рассылку «Инглекс KIDS» для родителей
Как не надо отслеживать прогресс
«Ну давай-ка посмотрим, чему ты научился». Представьте ситуацию: дядя вернулся из рейса и начал задавать ребенку вопросы на английском. Ребенок растерялся, не понял вопроса и не смог ответить. Это не значит, что он плохо учился. Возможно, дядя на корабле привык общаться с филиппинцами и говорит со специфическим акцентом. Он мог использовать сложную лексику, а ребенок пока выучил только цвета и названия животных.
«Ты же учишь английский, переведи песню». Еще один плохой способ — спрашивать, о чем поет зарубежный исполнитель. Это не всегда понятно даже на русском: вспомните хотя бы пару «скрип колеса» и «скрипка-лиса». В англоязычных песнях может встречаться сложная лексика, сокращения и прочие элементы, с которыми ребенок не сталкивался на уроках.
«Скажи что-нибудь на английском». Самая стандартная и при этом самая тревожная для детей ситуация. Ребенок может стесняться, особенно в большой компании, где собрались все друзья родителей и родственники. В итоге он просто теряется и не знает, как реагировать. Это связано не с незнанием языка, а со стрессом.
Самое страшное, если у ребенка останется ощущение провала: ему задали вопрос, а он не справился. Это может вызвать психологические проблемы и нежелание продолжать занятия.
Как родителю понять, что стоит помочь своему ребенку с английским
Поговорить с ребенком. Прежде всего позвольте ребенку поделиться своими переживаниями. Можно регулярно спрашивать, как прошли занятия, все ли хорошо. С точки зрения заботы, а не контроля: не «что ты выучил?», а «тебе комфортно заниматься?», «тебе нравится твоя учительница?» и так далее. Здесь важен доверительный контакт с ребенком, потому что его ответы зависят от того, насколько искренним он может быть с родителями. Если честный ответ может привести к негативным последствиям, он скорее всего утаит правду. При доверительном контакте ребенок сам скажет, если что-то не получается или на занятиях стало скучно.
Проследить за уроком. Если ребенок или подросток занимается английским онлайн, прислушайтесь из соседней комнаты, что происходит на уроках. Обратите внимание, кто говорит больше — ученик или учитель. Процентное соотношение должно быть 70% на 30%: 70% времени говорит студент, 30% преподаватель. Это необязательно свободно льющаяся речь: ребенок пытается произнести что-то, читает, проговаривает вслух. Если он все время молчит и только выполняет письменные упражнения, прогресса не будет, и нужно думать о смене преподавателя.
Обратить внимание на успеваемость. При этом важно помнить, что снижение успеваемости не всегда связано с проблемами с учебой. Оценки могут ухудшиться по разным причинам: усложнилась программа, сменился преподаватель или школа, произошла стрессовая ситуация. Следует выявить причину проблемы и устранить ее.
Запросить обратную связь у преподавателя. Важно сначала обсудить это с ребенком, чтобы правильно выстроить коммуникацию с учителем. Например, сказать: «Сегодня я поговорю с преподавателем, спрошу, все ли в порядке». В ответ вы можете услышать: «Ой, лучше не ходи, я там иногда не делаю домашку». И это уже совсем другая коммуникация: вы спросите, почему, и выясните, например, что ребенок устал и хочет на каникулах отдохнуть и погулять с друзьями. Исходя из этого, вы можете прийти к преподавателю и договориться об одной-двух неделях без домашнего задания.
Прежде чем записывать ребенка на дополнительные занятия английским, стоит разобраться, что ему нравится, чего он действительно хочет. Если приходится постоянно заставлять и проверять — это тревожный знак. Когда ребенку нравится то, чем он занимается, его не нужно контролировать: он сам погружается в занятия, готов работать и развиваться.






