Сегодня мы поговорим о последней части экзамена IELTS — Speaking. Некоторые считают ее самой простой, другие — самой сложной. Как и в случае с остальными частями, нужно знать, что вам ожидать и что ожидают от вас.
Структура экзамена IELTS Speaking
Первая приятная новость: перед Speaking у вас будет небольшой перерыв, около часа. Если вы сдаете экзамен в своем родном городе, то этот модуль могут перенести на другой день. В любом случае непосредственно перед Speaking советуем пообщаться с кем-то на английском языке. Это может быть кто-то из ваших друзей, хорошо владеющих английским, или преподаватель. Так вы сможете «настроиться на нужную волну».
Теперь о самом экзамене. Первое, о чем нужно помнить: ваш ответ будет записываться. Это минимизирует роль человеческого фактора в оценивании знаний. В самом начале экзаменатор представится и проверит ваши личные данные. После таких формальностей начнется проверка ваших знаний, которая состоит из трех частей.
IELTS Speaking Part 1 или General questions
В этой части экзаменатор будет задавать вам различные вопросы на общие темы, часто несвязанные между собой. Темы могут варьироваться, начиная от “Can you describe your town?” до “Do you enjoy reading?” Первый вопрос в большинстве случаев один: “Do you work or study?”
Длится эта часть около 4-5 минут.
IELTS Speaking Part 2 или Long turn
Это своего рода монолог. Вы получите задание и должны будете дать ответ в течение 2-3 минут. Вам дают 1 минуту на подготовку. Здесь разрешается делать записи. Вот пример задания для Speaking part 2:
Describe a beautiful place to visit in your country.You should say: • where it is; and explain why you recommend this place. |
Готовясь к ответу, не пытайтесь писать полноценные предложения, вы не успеете. Отметьте для себя только ключевые слова и фразы, которые помогут выстроить рассказ.
Когда отвечаете, сверяйтесь с заданием, чтобы не пропустить ни один из пунктов. После того, как вы закончили отвечать, экзаменатор задаст вам 1-2 дополнительных вопроса.
IELTS Speaking Part 3 или Analytical discussion
Вам предложат обсудить абстрактные понятия, но вопросы экзаменатора будут тематически связаны со второй частью. Например, рассказав о достопримечательностях в вашей стране в Speaking part 2 (см. выше), в Speaking Part 3 вам, возможно, пришлось бы отвечать на следующие вопросы: “Do you think tourism is a promising industry in your country?”, “How does tourism influence the life of locals?” и т. д.
Такова структура экзамена. Разрешите теперь предложить вам больше практических советов о том, как готовиться к экзамену и как себя на нем вести.
Советы при подготовке к IELTS Speaking
До экзамена
- Записывайте себя на аудионоситель, а потом прослушивайте. Следите за тем, чтобы в вашей речи не было длительных пауз или повторений. Обращайте внимание на интонацию, темп речи, акценты в предложении. Примите во внимание то, что все эти нюансы отличаются от русской речи, поэтому с ними нужно поработать отдельно. Монотонная речь нетипична для английского языка. Она может создать впечатление, что вы «вызубрили» какой-то текст, поэтому добавьте эмоций в свои ответы.
- Не запоминайте отдельные слова, учите их в контексте! Организуйте свой словарь тематически (sport, food, health). Также учите целые так называемые word families (разные части речи с общей основой, например: to compete — competition — competitor — competitive).
- Слушайте и смотрите как можно больше аутентичных материалов. Включайте себе новости, радио, подкасты даже просто для фона. Смотрите современные сериалы, популярные видео, интересные рекламные ролики на английском. Они помогут не только увеличить словарный запас, но и улучшить произношение.
- Научитесь расширять свои ответы с помощью примеров из личного опыта, сравнений, предположений, описаний причин и следствий какого-то явления (особенно актуально для Speaking part 3).
- Конечно же, проделывайте пробные тесты (в интернете очень много материалов). При этом старайтесь создать условия, максимально приближенные к реальному экзамену, обязательно засекайте время ответа.
На экзамене
- Постарайтесь расслабиться! Забудьте о школьных экзаменах: пришел, вытянул билет и давай читать свою мантру: “London is the capital of Great Britain”. Speaking Module должен больше походить на обычное общение двух образованных людей.
- Никогда не отвечайте одним коротким предложением. Экзаменатор не должен «вытягивать» из вас ответы. То есть, если вас спросили: “What kind of music do you like listening to?”, не отвечайте: “I like rock”. Скажите, например: “When I was younger, I liked rock music a lot. Well, I still enjoy it. However, recently I have discovered classical music. I just love it. It is so relaxing. Probably it means I am getting older, ha-ha :-)”. Кстати, пошутить на экзамене — хорошая идея. А вот длинный «бородатый» анекдот рассказывать не стоит!
- Вас спросили, какая ваша любимая телепередача, а вы не помните, когда последний раз смотрели телевизор? Придумайте что-то! Никто не будет проверять, действительно ли вы смотрите это по вечерам. Или объясните, что вы не смотрите телевизор, потому что, например, нет времени, зато регулярно смотрите новости онлайн и т. д. Главное, не говорите “I don’t know”.
- Не паникуйте, если забыли какое-то слово, постарайтесь объяснить, что вы имеете в виду (на английском, конечно же). Если вы не поняли какое-то слово в задании или в вопросе экзаменатора, попросите вам объяснить его.
- Вы можете исправить сами себя, если заметили ошибку в своей речи.
- Самое главное, помните, экзаменатор не оценивает оригинальность ответов или ваши взгляды на жизнь, только ваши знания и навыки в английском!
Напоследок предлагаем вам просмотреть записи реальных ответов на экзамене и прочитать комментарии экзаменаторов к ним.
1. IELTS Speaking Part 1: Where you live, family, learning English
Band: 5.5
Examiner’s comment:
This candidate is not really willing to respond at length and many of her answers are short. However, she does respond directly to the examiner’s questions. There is some hesitation and although some markers are used effectively, there is occasional loss of coherence (loud … because ... annoying sometimes). She mainly demonstrates quite simple vocabulary in this part of the test, but uses this effectively to talk about a range of topics. There is some inappropriacy (they’re trying us to speak) but there is also evidence of appropriate noun modification and less common expressions (I’ve got my own room; younger brother; once in a while; really unclear; nearly everyone; it’s always good to …). Overall, she tends to keep to simple structures with a high level of accuracy. However, there are hardly any examples of complexity in this part of the interview and many sentences are incomplete. Her pronunciation is clear throughout with only minor mispronunciation of phonemes. However, her responses are short and there is insufficient evidence of a wide range of phonological features used to convey meaning.
In spite of this candidate’s confidence, she does not demonstrate the features of performance that are necessary to reach Band 6.
2. IELTS Speaking Part 2: A well-known person
Band: 4.5
Examiner’s comment:
This candidate can keep going, but she uses only a limited range of connectives. There are frequent self-corrections and false starts, but she does not need long pauses to find language. She uses a sufficient range of vocabulary to communicate non-personal information, but she is sometimes not able to paraphrase Spanish words (mitos; histories), which indicates her limitations. She is able to use a limited range of tenses and complex structures, although the frequency of errors is quite high in these. Her pronunciation is a weak feature of her performance and causes some strain for the listener. She has a strong accent with systematic mispronunciations and incomplete word endings. She also has marked stress and intonation patterns that make patches of speech quite hard to follow at times.
This candidate’s pronunciation difficulties prevent her reaching Band 5.
3. IELTS Speaking Part 3: Hobbies
Band: 8
Examiner’s comment:
This candidate speaks very fluently and is able to give long, complex and very detailed responses without any loss of coherence, repetition or language searches. She uses a wide range of discourse markers naturally and precisely. Her range of vocabulary allows a high degree of precision and flexibility with plenty of examples of stylistically appropriate language. Only occasional inaccuracies or slight inappropriacies (Competition is quite big) restrict her rating. She uses a wide range of complex structures with the majority of sentences being error-free. However, there are examples of inappropriate choice of tense and other occasional, non-systematic errors. Candidate J is easy to understand throughout the test, in spite of her accent. Although there are occasional mispronunciations of individual phonemes, these have minimal effect on communication. She is able to use a wide range of features, such as intonation and contrastive stress, to convey meaning.
This candidate’s high overall fluency and wide range of features with only occasional examples of inappropriate usage make her a strong example of a Band 8 candidate.
Теперь вы знаете, чего ожидать от устной части экзамена IELTS. Если вы серьезно решили заняться подготовкой к IELTS, то вам предстоит проделать серьезную работу, ведь самостоятельно «разговориться» — совсем непростая задача. И не забывайте, что вы всегда можете обратиться за помощью к нашим квалифицированным преподавателям, записавшись на интенсивный курс подготовки к экзаменам.