бесплатно по всей России
для жителей Москвы и зарубежья

Грамматика английского языка для среднего уровня, часть 5

Опубликовано: 25.03.2019

Сегодня узнаем о времени Present Perfect Continuous и его отличии от Present Perfect. Также расскажем о грамматических особенностях фразовых глаголов, которые помогут вам правильно их употреблять в речи, и модальных глаголах, которые выражают способность и неспособность что-либо делать.

Грамматика английского языка для среднего уровня, часть 5

Present Perfect Continuous — настоящее совершенное длительное время

Открывает этот выпуск английской грамматики для среднего уровня настоящее совершенное длительное время. Рассмотрим, как оно образуется, в каких случаях употребляется и когда его можно заменить временем Present Perfect. Начнем со схемы образования Present Perfect Continuous.

Утвердительные предложения в Present Perfect Continuous:

Подлежащее + вспомогательные глаголы have been / has been + смысловой глагол с окончанием -ing

I have been doing rock climbing since 2000. — Я занимаюсь скалолазанием с 2000 года.

Отрицательные предложения в Present Perfect Continuous:

Подлежащее + вспомогательный глагол have/has + частица not + вспомогательный глагол been + смысловой глагол с окончанием -ing

I haven’t been walking a lot lately. I’m snowed under with work. — В последнее время я не много гуляю. Я загружена работой.

Вопросительные предложения в Present Perfect Continuous:

Вспомогательный глагол have/has + подлежащее + вспомогательный глагол been + смысловой глагол с окончанием -ing

Why is Jack tired? Has Jack been jogging for a while? — Почему Джек такой уставший? Он бегал какое-то время?

В Present Perfect Continuous вопросы часто начинаются с how long (как долго).

How long has she been sewing this dress? — Как давно она шьет это платье?
How long have we been cooking? I’m starving. — Как давно мы готовим? Я умираю от голода.
How long have you been waiting for me? — Как долго ты меня ждешь?

При ответе на такие вопросы используйте for (на протяжении какого-то времени), since (с какого-то времени). Их часто путают, давайте посмотрим на примеры.

I have been waiting for you for half an hour. — Я жду тебя полчаса.
I have been waiting for your decision since Monday. — Я жду твоего решения с понедельника.

Теперь давайте рассмотрим основные ситуации, в которых употребляется настоящее совершенное длительное время в английском языке. Процесс ремонта хорошо демонстрирует это время.

  1. Используем Present Perfect Continuous, чтобы рассказать о действии, которое началось в прошлом, длилось какое-то время и продолжает длиться в настоящем.

    Eugene’s been hanging some wallpaper in the bedroom for a couple of hours. — Уже пару часов Евгений клеит в спальне обои.

  2. Также употребляем Present Perfect Continuous в отношении действия, которое длилось какое-то время и его результат сейчас очевиден.

    Eugene has been redecorating his new apartment for several months. Now he is ready for a housewarming party. — Несколько месяцев Евгений делал ремонт в своей новой квартире. Теперь он готов к новоселью.

  3. Еще одно значение Present Perfect Continuous — выражение критики, раздражения или досады.

    Who has been messing around with my tools? — Кто трогал мои инструменты?
    I have been painting the table for three hours, but it still looks awful. — Я крашу стол три часа, но он все равно выглядит ужасно.

Слова-маркеры, которые сопровождают Present Perfect Continuous: all morning (все утро), all day/month (весь день/месяц), lately/recently (в последнее время), а также for (на протяжении какого-то времени), since (с какого-то времени).

Eugene has been assembling a bookshelf all morning. — Евгений все утро собирает книжный шкаф.
Eugene threw all his energy into renovation. That is the reason he hasn’t been feeling well lately. — Евгений направил все свои усилия на ремонт. Поэтому он нехорошо чувствует себя в последнее время.

Отличия Present Perfect Continuous от Present Perfect:

  1. В Present Perfect мы делаем акцент на результате и количестве, а в Present Perfect Continuous — на длительности процесса. В последнем случае мы чаще всего не знаем, завершилось ли действие.

    Have you taken pills? — Ты принял таблетки? (принял ли ты их сегодня)
    Have you been taking pills? — Ты принимаешь таблетки? (принимаешь их какое-то время)

    I have painted two rooms. — Я покрасил 2 комнаты. (результат — 2 комнаты)
    I have been painting the walls for six hours. — Я крашу стены шесть часов. (процесс — шесть часов)

  2. Present Perfect Continuous не используется с глаголами состояния. Вместо него мы используем Present Perfect.
    Список глаголов состояния

    СловоПеревод
    to likeнравиться
    to dislikeне нравиться
    to loveлюбить
    to hateненавидеть
    to haveиметь
    to belongпринадлежать
    to knowзнать
    to tasteиметь вкус
    to smellпахнуть
    to seeвидеть
    to hearслышать
    to understandпонимать
    to believeверить
    to wantхотеть
    to rememberпомнить
    to forgetзабывать
    to agreeсоглашаться

    Our parents have been knowing have known each other for many years. — Наши родители знают друг друга много лет.
    Nick has been believing has believed in aliens for ages. — Ник давно верит в инопланетян.

    Однако по нормам современного английского языка глаголы состояния to love и to feel можно использовать в обоих временах.

    I have been feeling better since I lost weight. = I have felt better since I lost weight. — Я чувствую себя лучше, с тех пор как похудела.

Не знаете, какое время выбрать в той или иной ситуации? Пройдите видеокурс «Система времен английского языка» — изучите каждое время и отработайте пройденный материал на примерах из жизни.

Фразовые глаголы

Носители языка часто используют фразовые глаголы в разговорной речи. Чтобы понимать жителей Великобритании, США и других англоязычных стран, вам тоже стоит выучить самые распространенные фразовые глаголы. Но перед этим нужно понять, как они используются в речи с точки зрения грамматики.

Фразовые глаголы состоят из двух слов: основного глагола и предлога. Обычно предлог можно поставить как сразу после глагола, так и после существительного:

I switched on the light. = I switched the light on. — Я включил свет.

Если предложение длинное, большой разрыв между глаголом и предлогом недопустим.

I picked my wallet, keys, bag and coat up and went out of the room. I picked up my wallet, keys, bag and coat and went out of the room. — Я взяла свои кошелек, ключи, сумку и пальто и вышла из комнаты.

Если вместо существительного используется местоимение, оно всегда стоит между глаголом и предлогом:

The teacher told her off. — Учитель отчитал ее.

Есть и такие фразовые глаголы, в которых предлог стоит всегда после глагола.

Could you please look my kids after? Could you please look after my kids? — Не могла бы ты присмотреть за моими детьми?

В некоторых фразовых глаголах после основного глагола может стоять не предлог, а наречие.

You’re trembling. Calm down! — Да ты дрожишь. Успокойся!
Go away! I’m not in the mood to talk right now. — Уходи! Я не в настроении говорить прямо сейчас.

Есть группа фразовых глаголов, которые требуют после себя определенного предлога.

He brought me a bar of chocolate to make up for being late. — Он принес мне плитку шоколада, чтобы компенсировать свое опоздание.
Little Ruby can’t keep up with her mom. She walks too fast. — Маленькая Руби не может угнаться за мамой.
I’m looking forward to your wedding, my dear! — С нетерпением жду твоей свадьбы, дорогая!

Понять смысл фразовых глаголов логически чаще всего нельзя, их нужно просто выучить. Но одну закономерность все же можно увидеть — глаголы движения часто употребляются с on, off, out, back, round, away.

We’ll set off early tomorrow morning, we’ve got to get on the train on time. — Мы отправимся в путь завтра рано утром, нам нужно успеть сесть на поезд вовремя.
I saw my dad get into the car and drive away. — Я смотрел, как папа сел в машину и уехал.
My husband has some business affairs in the UK this week. He will come back next Monday. — На этой неделе у моего мужа деловые встречи в Великобритании. Он вернется в следующий понедельник.

Иногда о значении фразовых глаголов можно догадаться из контекста. Давайте потренируемся на примерах из пособия Work on Your Phrasal Verbs издательства Collins. Постарайтесь перевести следующие тексты, а после проверьте себя.

пример 1

Перевод
Ваш отчет должен быть основан на фактических данных. Начните с краткого введения, в котором вы предлагаете основной аргумент. На этом этапе можете опустить более мелкие детали. Потом переходите к первой теме. Попытайтесь придумать по крайней мере три темы, которые рассматривают три разные сферы. Если сфер больше пяти, вы можете исключить некоторые из них или сослаться на них коротко. Чтобы закончить отчет, резюмируйте главные пункты и дайте краткий вывод.

пример 2

Перевод
Дорогой Али,

Мои родители всегда призывали меня попробовать пройти отбор в медицинскую школу, но я думаю, что облажался со вступительным экзаменом. Я просто не знаю, к кому обратиться за помощью или что делать дальше. Не мог бы ты помочь?

Джек

Дорогой Джек,

Не позволяй одной неудаче помешать тебе заниматься тем, чем ты хочешь. Если поступление в медицинскую школу — твоя мечта, ты должен идти за ней. Приложи дополнительные усилия, чтобы гарантировать себе место в другой школе. У тебя получится!

Али

пример 3

Перевод
Привет, Лиам

Как ты? У меня все хорошо. В прошлые выходные я попала в аварию. Я была в шоке, когда это случилось, но теперь я успокоилась и прихожу в себя от этого. Как бы то ни было, возможно, я должна осознать, что авария произошла по моей вине. Уверена, ты сможешь понять меня, потому что в прошлом году ты сам попал в аварию. В любом случае я с нетерпением жду нашей встречи на следующих выходных, так как мне действительно нужно, чтобы меня кто-то подбодрил.

До скорой встречи, Эмили

Советуем вам скачать нашу книгу «Покорить английский: В главных ролях — фразовые глаголы».

В цикле грамматики для среднего уровня рассмотрим модальные глаголы с точки зрения их функции в языке. Сегодня познакомимся поближе с двумя функциями: выражение способности (ability) и неспособности (lack of ability) что-либо делать/сделать.

Настоящее время

Способность или умение делать что-либо выражает модальный глагол can. Основные особенности: после него не ставится частица to, при отрицании добавляется частица not.

My son can swim well. — Мой сын умеет хорошо плавать.
Can you see the deer? — Видишь оленя?
I can’t/cannot speak three foreign languages. — Я не могу говорить на трех иностранных языках.

Также можно использовать фразу to be able to do smth (быть способным сделать что-то), но она встречается только в формальном стиле. Основная особенность: в отрицательных предложениях добавляем частицу not после глагола to be.

Your report says that Haley is barely able to write and read. — В вашем отчете сказано, что Хейли с трудом может писать и читать.
I am not able to answer your inquiry. — Я не могу ответить на ваш запрос.

Прошедшее время

В прошедшем времени используется модальный глагол could. Основные нюансы: употребляется без частицы to, в отрицательных предложениях добавляется частица not.

My son could swim well. — Мой сын умел хорошо плавать.
My son couldn’t / could not swim well. — Мой сын не умел хорошо плавать.

В ситуациях, когда кому-то удалось сделать что-то в прошлом, используются глагол to manage и фраза to be able to do something.

I managed to survive in the hurricane. — Я сумел пережить ураган.
We were able to pass the exam successfully despite all the difficulties. — Нам удалось хорошо сдать экзамен, несмотря на все трудности.

В прошедшем времени с глаголами состояния to be able to do something не используется.

That was so evident. I was able to guess could have guessed before. — Это было так очевидно. Я мог догадаться и раньше.

Если же что-то не удалось сделать, используем глагол to fail.

Joe failed to find a new job. — У Джоуи не получилось найти новую работу.

Будущее время

В будущем времени вместо can используется will be able to do smth (утвердительные предложения) и will not (won’t) be able to do smth (отрицательные предложения).

My son will be able to drive well soon. — Скоро мой сын научится хорошо водить машину.
My son won’t be able to drive well. He is scared. — Мой сын не научится хорошо водить машину. Он слишком сильно боится.

Когда вы приняли какое-то спонтанное решение о будущем, вы можете использовать глагол can.

I’m sorry, I have forgotten to bring your book today. But I can do it tomorrow. — Прости, я забыла принести твою книгу сегодня. Но я смогу сделать это завтра.

Закрепить эти темы вы можете на курсе «Практическая грамматика».
© 2024 englex.ru, копирование материалов возможно только при указании прямой активной ссылки на первоисточник.
Автор
Редактор
Нажимая «Подписаться», я даю согласие на обработку своих персональных данных на условиях Политики конфиденциальности и подписываюсь на рассылку «Заряжаемся английским»
Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.