Поговорили с ведущим методистом онлайн-школы английского языка «Инглекс» Викторией Кодак о том, какие бывают методики преподавания и все ли из них эффективны.
Современные школы английского языка предлагают обучения по различным методикам, в которых часто можно запутаться. Разбираемся, чем отличаются разные методики, все ли они одинаково хороши и какие есть признаки, что метод обучения может оказаться неэффективным.
Коммуникативная методика
Одна из самых популярных методик обучения английскому — коммуникативная. Разберемся, в чем ее суть и почему именно ее применяют чаще всего.
Коммуникативная методика нацелена на использование языка в реальной жизни, в практических ситуациях. Человек учит английский, потому что он хочет общаться. А для того, чтобы делать это грамотно, подходит коммуникативная методика. Здесь какую-либо грамматическую тему или лексику изучают не для галочки, а чтобы это сразу можно было применить в разговоре. Например, рассказать об отпуске или поддержать беседу на определенную тему. Смысл методики в том, чтобы сразу использовать то, что учишь. Это также можно называть функциональным языком. Мы учимся выполнять разные функции: аргументировать, соглашаться, спрашивать, куда пройти, просить прощения.
Коммуникативную методику можно использовать как основу обучения, к которой добавляются элементы других методик в зависимости от цели студента или его слабых мест. Например, поработать над грамматикой и выполнять упражнения на закрепление правил, добавить больше аудирования. В разное время ученикам может быть нужна отработка определенных навыков. Но глобальная цель все равно будет оставаться — общение.
Часто отдельно выделяют Оксфордскую и Кембриджскую методику. Но это тоже коммуникативная методика. Само же название лишь говорит о пособиях, которые использует та или иная школа — от издательства Oxford University Press или Cambridge University Press.
Другие методики
Помимо коммуникативной методики, сейчас можно встретить еще несколько вариантов обучения. Среди них — лексический подход, сингапурская методика, аудиолингвальный подход.
Лексический подход. Акцент делают на изучение лексики в контексте. Студенты учат нужные слова и выражения в том контексте, который необходим для конкретных жизненных обстоятельств.
Минусы. Как правило, в учебных пособиях, которые поддерживают лексический подход, слишком много слов и выражений. Их можно выучить, но довольно трудно все ввести в реальную языковую практику.
Сингапурская методика. Суть методики — полное погружение в язык, когда все обучение идет только на английском. Это можно сравнить с языковыми школами, где студенты учат английский без использования родного языка.
Минусы. Человеку без какой-либо языковой базы вряд ли подойдет такой подход. Для студента на начальном уровне это будет больше стрессом, ведь надо сразу во всем разбираться на незнакомом языке. Методика может подойти людям, которые уже изучили основу и хотят разговориться, побыть в языковой среде. Но надо знать язык хотя бы на уровне Pre-Intermediate.
Грамматический и аудиолингвальный методы. В грамматическом методе фокус — на изучение грамматики и переводе текстов с русского на английский и наоборот. Аудиолингвальный метод построен на многократном прослушивании записей и их повторении.
Минусы. Недостатки обоих методов — сильный перекос только на один навык. Также слабая сторона — акцент на бездумном повторении. Можно выучить какое-то количество слов и выражений. Но для того, чтобы свободно включать их в речь, надо практиковать именно общение, а не механическое заучивание.
Признаки неэффективной методики
Можно выделить несколько аспектов, которые делают методику изучения языка неэффективной:
- перекос в отработке только одного навыка;
- бездумное повторение;
- непонимание, что происходит во время обучения;
- оторванность от контекста;
- отсутствие разговорной практики.
Последний момент особенно принципиален. Во время изучения языка критически важно использовать в речи весь пройденный материал, иначе он останется пассивным запасом. Можно прекрасно читать книги или смотреть фильмы. Но это не способствует коммуникации с людьми и реальному общению на английском.
Самому студенту не обязательно знать, по какой методике он занимается. При этом от хорошего преподавателя ожидается, что он узнает все цели ученика, его ожидания от обучения, и в процессе будет рассказывать, что и для чего они делают на уроках.