бесплатно по всей России
для жителей Москвы и зарубежья

Чем раньше тем лучше: развенчиваем главные мифы об обучении детей английскому

Опубликовано: 13.01.2025

Старший преподаватель онлайн-школы для детей и подростков «Леттерс» от «Инглекс» Дарья Почтаренко рассказала о самых популярных мнениях об изучении языка и объяснила, что из этого правда, а что миф.

Мифы в изучении английского

Вокруг процесса изучения английского сложилось много предрассудков и нереалистичных ожиданий родителей, что и в каком возрасте должен знать ребенок. В статье разбираемся, правда ли надо начинать учить язык как можно раньше и как работать с акцентом.

Миф 1. Чем раньше начать учить английский, тем лучше

В обучении детей следует развести два понятия: изучение и освоение языка. Изучение — это сознательный процесс, когда язык раскладывают на структуру, выделяя грамматику и неделимые словосочетания. Но такой подход формируется уже в подростковом возрасте, с 12 лет. А маленькие дети осваивают английский, знакомятся с ним бессознательно.

Процесс освоения английского детьми на занятиях можно представить так:

  • 3-4 года — дети больше играют, взаимодействуют с различными предметами и произносят отдельные слова и словосочетания. Не стоит ждать, что они будут много знать после таких занятий.
  • 7-9 лет — дети начинают копировать речь преподавателя, могут пересказывать прочитанное или услышанное, но все еще не видят структуру языка.
  • 12 лет и старше — ребенок может говорить довольно спонтанно, но на узкий круг тем. Например, описывать себя, друзей, школу.

В современной системе образования дети начинают учить английский со второго класса школы. Так что с 7-8 лет у детей уже вырабатываются определенные нейронные связи, которые отвечают за иностранный язык. Если с подросткового возраста подключить интенсивные индивидуальные занятия, ребенок сможет быстро добиться хорошего результата. Ведь у него есть не только языковая база, но и новые типы мышления, характерные этому возрасту, — абстрактно-логическое и понятийное.

Миф 2. Обучение надо вести только на английском

Преподаватель может вести обучение полностью на английском языке. Но бывают ситуации, когда проще и лучше объяснить что-либо на русском. Это могут быть как языковые ситуации, так и общечеловеческие.

Когда ребенок изучает структуру английского, ему полезно сравнивать ее со структурой русского. Так ученик может видеть элементы, из которых состоят языки, сопоставлять разные языковые системы, делать свои выводы. Грамматические правила часто легче объяснить на русском, потому что у детей еще небольшой словарный запас, и они могут не понять сложных английских терминов.

Есть еще и психологическая сторона. Иногда ребенок может прийти на занятие расстроенным, в плохом настроении. Чтобы провести качественный урок, преподавателю надо сначала наладить контакт, выяснить причину такого настроения. Но на английском решить такую ситуацию проблематично, поэтому стоит обсудить на русском, что произошло, а потом уже переходить к основному занятию.

Специфика современного обучения в том, что на уроке преподаватель и ученик 80% времени говорят именно на английском. Чем выше уровень, тем больше русский отходит на второй план: даже грамматику можно объяснить на английском. Но если у ученика еще низкий уровень языка или это маленький ребенок, то иногда можно перейти на русский.

Миф 3. Чем больше слов запомнит ребенок, тем лучше будет говорить

С одной стороны, большой словарный запас — этот фундамент, который помогает понять тексты, даже если не знаешь всех грамматических конструкций. С другой, просто знание слова и его перевода не играет значимой роли. Нужно понимать, как использовать это слово в контексте. Поэтому наиболее эффективно действовать по такому алгоритму:

  1. Выписать какое-либо слово;
  2. Посмотреть его значение в англо-английском словаре;
  3. Узнать контекст использования этого слова через примеры;
  4. Составить собственные предложения с этим словом.

Когда словарный запас ребенка увеличивается, стоит составлять небольшие рассказы. Это можно делать в письменном или устном виде. В последнем случае лучше проговаривать текст вслух. Так ученик выведет слова в активную разговорную речь.

Также в разном возрасте дети изучают разные типы слов. Дети до 12 лет проходят конкретную лексику — это физически существующие объекты. Например, дерево или кошка. В этом случае перевод слова соответствует употреблению.

В более старшем возрасте дети знакомятся с абстрактными понятиями — сложными словами с разными оттенками значения. Дополнительная сложность в том, что и на русском значение слова не всегда может быть понятно подростку. Поэтому сначала надо создать контекст и визуальный образ ситуации. Например, слово anxious — «тревожный». Что это значит? Ученик может тревожиться перед экзаменом из-за неизвестных заданий. Образ создан, подросток понимает, как использовать слово, и потом сможет рассказать что-то о себе, описывая тревожную ситуацию.

Лучшие детские онлайн-школы английского языка

Миф 4. Если начать учить язык рано, акцента не будет

Акцент появляется, когда студенты не соприкасаются со средой изучаемого языка. Если дети учат английский с русскоязычными преподавателями, у которых уже есть акцент, то и дети, скорее всего, его приобретут. Акцента не будет только в том случае, если с раннего возраста общаться с носителем, слышать английскую речь, копировать ее и воспроизводить. Например, один из родителей — англичанин и постоянно говорит с ребенком по-английски. В остальных же случаях детей чаще всего отдают на курсы английского, когда их артикуляционный аппарат уже настроен на произношение русской речи. Соответственно, ребенок по аналогии начинает произносить и английские слова.

Но не надо бояться акцента. В современном мире английский используется повсеместно, и люди из разных стран говорят на нем со своим акцентом. Это нормальная ситуация, особенно, если английский нужен для общения в путешествиях.

Изучение английского — увлекательный процесс. Но когда речь идет об обучении детей, нужно помнить о нюансах: возраст, среда, в которой растет ребенок, понятийный аппарат. В онлайн-школе «Леттерс» от «Инглекс» дети занимаются с преподавателем индивидуально, и педагог поддерживает ребенка и учитывает все его особенности. Записывайтесь на бесплатный первый урок в «Леттерс» — подберем преподавателя, который понравится и вам, и ребенку.

© 2025 englex.ru, копирование материалов возможно только при указании прямой активной ссылки на первоисточник.
старший преподаватель онлайн-школы «Леттерс»
редактор
Нажимая «Подписаться», я даю согласие на обработку своих персональных данных на условиях Политики конфиденциальности и подписываюсь на рассылку «Заряжаемся английским»
Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.