бесплатно по всей России
для жителей Москвы и зарубежья

Без завышенных ожиданий: чего не стоит ждать от ребенка, который учит английский

Опубликовано: 16.09.2024

Старший преподаватель онлайн-школы для детей и подростков «Леттерс» от «Инглекс» Дарья Почтаренко рассказала, чего стоит и не стоит ждать от ребенка, изучающего английский, и какие основные знания должны быть в разных возрастах.

Без завышенных ожиданий: чего не стоит ждать от ребенка, который учит английский

Часто родители ждут от ребенка больше, чем он может выдать, даже будучи очень талантливым. Поэтому важно выстроить реалистичные ожидания, чтобы не травмировать ни детей, ни родителей.

Почему не стоит ждать от ребенка до 12 лет спонтанной беглой речи

Наиболее нереалистичные ожидания у родителей к детям до 12 лет. Самое распространенное из них — попросить ребенка, который какое-то время изучает язык, сказать что-нибудь на английском или задать вопрос. В таких ситуациях дети часто не отвечают, а взрослые начинают думать, почему так происходит, ведь ребенок давно учит английский.

Объяснение простое: ребенок не живет в языковой среде, а только посещает уроки — как правило, два раза в неделю по 45 минут. Ученики занимаются по программе, адаптированной под возрастные особенности. Например, детям до 12 лет еще сложно вывести знания в разговорную речь. А этого родители и ждут. Поэтому если важно проверить знания ребенка, то надо открыть учебник и задать вопрос из того материала, который он проходит. Тогда ребенок ответит. Если не ответит, можно пойти к преподавателю и узнать, почему материал не отработан.

Важный аспект в обучении — регулярное повторение пройденного материала. Дети в этом возрасте еще не могут заучивать информацию, а только запоминать. В идеале старый материал должен вплетаться в новый. И это задача преподавателя — постоянно повторять лексику, чтобы она оставалась в голове у ребенка. В итоге 60-70% материала должно отложиться: слова и простые предложения.

Коммуникация в путешествиях: почему не для ребенка

Во время отпусков и поездок многие родители ждут, что дети будут за них решать проблемы в отелях или аэропортах. Но эти ожидания стоит снизить и осознать, что дети до 12 лет даже на родном языке вряд ли смогут самостоятельно заселиться в гостиницу или обсудить перевес багажа. Даже взрослые могут растеряться в таких ситуациях и не понимать, что делать.

Система образования в рамках учебников не готовит детей к таким моментам. Учебные пособия до 12 лет построены на описании внешности, еды, распорядка дня. Они не предполагают активную коммуникацию и решение проблем, потому что это не входит в сферу ответственности ребенка. У него есть взрослый родитель, который решает такие ситуации.

Также надо учитывать фактор новизны. Например, в ресторанах могут быть незнакомые блюда и названия. Даже на русском мы не всегда понимаем названия блюд. Поэтому от ребенка можно ожидать, что он скажет I would like (я бы хотел) и покажет пальцем в меню, что именно.

Еще один важный аспект в коммуникации — акцент. Даже если ребенок что-то знает, он может не понять сказанное из-за непривычного произношения. По той же причине могут не понять и ребенка. Из-за этого возникает ощущение, что учить английский незачем, все равно никто не понимает. Поэтому родителям нужно аккуратно действовать в таких ситуациях, чтобы они никак не сказались на интересе ребенка.

Стратегии поведения для родителей

Если ребенок изучает английский, родители могут попросить помочь с переводом отдельных слов и обязательно хвалить ребенка. Можно прийти в кафе, открыть меню и спросить: «Знаешь ли ты какие-то слова?» Ребенок может ответить: «Ой, я вижу bananas, я вижу ice cream».

Реакция родителей:

✅ «Ты большая молодец!»
❌ «Бананы и айскрим и так понятно, еще что-то знаешь?»

Важно поощрять детей, а не занижать их знания. Иначе у ребенка сформируется комплекс, что он неполноценный и не соответствует ожиданиям родителей.

Дети 8-11 лет: отвечают на вопросы о себе и говорят на простые темы

В этом возрасте важно, чтобы преподаватель подстраивал программу обучения под текущие способности ребенка, его тип мышления и интересы. Например, если дети любят рисовать, они на уроках много рисуют. А кто-то много двигается, поэтому в занятия включают подвижные игры. Это способствует запоминанию и выводу лексики в разговорную речь. В общении с преподавателем ребенок может поддержать простой диалог: «Как вас зовут?», «Как зовут вашу маму?», «Какая у вас кошка?»

В идеале к 12 годам у ребенка будет хороший базовый уровень. В него входят такие грамматические структуры:

  • я умею;
  • у меня есть что-то;
  • настоящее время;
  • прошедшее время;
  • настоящее длительное время.

Также ребенок уже может достаточно свободно говорить на простые темы, связанные с окружающим его миром:

  • описание своего дня;
  • чем занимался вчера или на выходных;
  • истории про школу или друзей;
  • истории про праздники.

Не стоит ожидать, что быстро исчезнут грамматические ошибки. Например, путаница с окончанием -s/-es в настоящем времени может сопровождать детей и взрослых довольно долго, но это не мешает беглости речи.

Лучшие детские онлайн-школы английского языка

Подростки 12-15 лет: разбираются во временах и фразовых глаголах

Для подростков от 12 лет и старше открываются большие перспективы, потому что появляются разные типы мышления, концентрация, способность заучивать. Ребенок в этом возрасте может сделать огромный рывок в языке. На этом этапе язык становится именно языком, и изучается его структура, продвинутая грамматика — например, фразовые глаголы, способы построения разных времен. Если подростку интересен язык, он может много заниматься, к 14 годам закончить уровень Intermediate и даже сдать международный экзамен. Если сильного интереса нет, ребенок просто чуть медленнее будет изучать эти уровни.

Подростки 16-17 лет: свободно общаются на большинство тем

Подросткам 16-17 лет подвластно почти все, как и взрослым. В отличие от детей 9-10 лет в этом возрасте уже можно понять все. За два года интенсивной работы также можно иметь в своем активе уровень Intermediate.

Чтобы ребенку было интересно учить английский, необходимо учитывать возрастные особенности и ставить реалистичные цели. В онлайн-школе «Леттерс» от «Инглекс» дети занимаются с преподавателем индивидуально: учебник подбирается в соответствии с текущим уровнем владения языком, и на уроках преподаватель учитывает возраст, особенности и интересы ребенка. Учитель поддерживает ребенка в процессе обучения и помогает преодолеть трудности. Записывайтесь на бесплатный первый урок в «Леттерс» — подберем преподавателя, который понравится и вам, и ребенку.

© 2024 englex.ru, копирование материалов возможно только при указании прямой активной ссылки на первоисточник.
старший преподаватель онлайн-школы «Леттерс»
ведущая подкаста «Заряжаемся английским»
Нажимая «Подписаться», я даю согласие на обработку своих персональных данных на условиях Политики конфиденциальности и подписываюсь на рассылку «Заряжаемся английским»
Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.