Музыка — это универсальный язык, который не нуждается в переводе. Даже не зная слов, мы чувствуем, о чем поет музыкант, потому что песни напрямую «разговаривают» с нашими сердцами. А все, что способно вызывать у нас глубокие эмоции, нам легче запоминать, поэтому неудивительно, что многие преподаватели прибегают к песням на уроках английского. Это помогает сделать процесс обучения не только увлекательным, но и эффективным. Мы знаем, что наши креативные преподаватели часто используют песни на уроках, а как они это делают, мы узнаем из их рассказов.
В нашей статье «Как учить английский язык по песням + 8 крутых ресурсов» вы найдете техники, приемы и сайты, с помощью которых вы сможете оттачивать свои знания и наслаждаться любимыми хитами одновременно.
Опыт работы преподавателем: 5 лет
Опыт работы в Englex: 6 месяцев
Ирина
Очень люблю обучать студентов при помощи песен. Мало найдется людей, которые не любили бы слушать музыку. Поэтому я часто задаю слушать песни в качестве домашнего задания, особенно когда нужно закрепить какой-то материал. Слушать песни можно в любой привычной для нас обстановке: дома за уборкой или в транспорте по дороге на работу. Не прилагая практически никаких усилий, можно изучать и запоминать слова, тренировать грамматические конструкции, а также улучшать свое произношение.
Вот небольшой список песен, которые можно слушать, когда работаете с грамматикой:
- песня We Are the Champions подойдет для изучения времени Present Perfect;
- Yellow Submarine в исполнении The Beatles — для Past Simple;
- для отработки будущего времени выберите I Will Survive by Gloria Gaynor, I’ll Always Love You by Whitney Houston или же многими любимый саундтрек к сериалу Friends — I’ll Be There for You;
- если нужно разобраться с условными предложениями, послушайте If I Were a Boy by Beyonce, If by Red Hot Chili Peppers или Hero by Enrique Iglesias.
И вовсе необязательно заучивать все слова наизусть. Достаточно ознакомиться с текстом песни и отметить для себя те строчки, где содержится важная для изучения грамматика.
Для работы с лексикой я обычно подбираю песни под вкус каждого студента. Если человеку нравится какая-то песня, он часто ее слушает, так почему бы не уделить немного времени разбору слов, которые легко запомнятся после нескольких прослушиваний? И не забывайте подпевать, тогда все запомнится еще быстрее, а ваше произношение будет улучшаться.
Опыт работы преподавателем: 9 лет
Опыт работы в Englex: 2 года 5 месяцев
Юлия
Мне нравится использовать песни на уроках, прежде всего потому, что это весело. Если вовлечь в урок хиты, то запоминание слов, а иногда даже конструкций, можно сказать, неизбежно.
Например, песня All I Want for Christmas by Mariah Carry содержит чуть ли не всю новогодне-рождественскую лексику. Стоит разобрать ее текст в канун нового года и можно быть уверенным, что студент волей-неволей повторит все слова, услышав эту песню по радио или в супермаркете. И сами студенты говорят, что это так здорово — не просто слышать знакомую мелодию, а еще и понимать слова!
Конечно, не все увлекаются музыкой, но в моей практике еще не было никого, кто бы ни захотел узнать, о чем пел под Новый год Синатра, почему для Фредди Меркьюри мы чемпионы, кого Битлз просили о помощи.
Есть песни, которые просто выручают с грамматикой. Так, романтическая песня If Tomorrow Never Comes by Ronan Keating помогает моим студентам избавиться от will в условных предложениях. То же правило, но уже с глаголом to be после when, отлично запоминается с When I’m Sixty-Four by The Beatles. Иногда можно не слушать всю песню, а лишь напомнить ученику какой-то кусочек, популярную фразу. Например, фраза relax, take it easy помогает объяснить значение слова easy-going.
Песня Affirmation by Savage Garden или One of Us by Joan Osborne, как и еще многие другие, могут дать отличный старт дискуссии на уроке.
Иногда песни могут сыграть злую шутку. Мне кажется, что ударение в слове hotel у нашего человека сильно пострадало от песни Eagles группы Hotel California. В песне слово исказили в угоду ритму. Поэтому я умоляю всех студентов срочно отправить эту песню «в бан» и переключиться на Heartbreak Hotel by Whitney Houston или любую другую с правильным произношением этого слова.
Я использую песни как подарки для студентов к их дню рождения или другому празднику. В свою студенческую бытность, когда у меня самой закипала голова от спряжений глаголов и прочих прелестей французского языка, я отодвигала в сторонку книги и находила в сети текст и запись какой-нибудь популярной французской песни. Не уверена, что до сих пор помню все окончания глаголов, а вот песни все также пою с удовольствием.
Опыт работы преподавателем: 13 лет
Опыт работы в Englex: 6 лет 4 месяца
Виктория
Я нечасто использую песни в работе со студентами, но считаю, что для разнообразия нужно обязательно привлекать музыку в учебный процесс. Если ученик просит разобрать слова понравившейся ему песни, мы обязательно над ней работаем. Переводим все необходимые слова, обращая внимание на контекст. Я объясняю грамматику, если трудно понять отдельные нюансы.
Еще я использую песни в обучающем процессе для объяснения или закрепления грамматики. В определенных композициях порой так точно и четко использована грамматическая структура и передан смысл, что эти примеры лучше шаблонных книжных фраз помогают запомнить, как правильно строить и использовать изучаемую грамматику.
В качестве примера хотела бы поделиться некоторыми композициями:
- How Can I Miss You by Nelson — второй и третий тип условных предложений;
- The Reason by Hoobastank — used to и I wish;
- It Must Have Been Love by Roxette — модальный must c перфектным инфинитивом;
- Haven’t Met You Yet by Michael Bublé — Present Perfect;
- Grenade, Count on Me, Just the Way You Are by Bruno Mars — условные предложения.
Песни нелегкие с точки зрения грамматики, поэтому я использую их со студентами уровня Intermediate и выше.
И не стоит забывать об одном из самых популярных ресурсов по работе с песнями на английском языке — lyricstraining.com. Он поможет студентам расширить словарный запас, потренировать грамматику и правописание.
Опыт работы преподавателем: 7 лет
Опыт работы в Englex: 4 года
Светлана
Я использую песни на уроках на этапе закрепления материала, когда мы уже изучили новую лексическую или грамматическую тему, и с помощью песен я хочу отработать эту тему со студентом. У меня есть несколько песен, которые мы обязательно слушаем со студентами.
Первая песня в моем хит-параде — это Ka-Ching! by Shania Twain. Песня просто до отказа напичкана фразами, связанными с деньгами. Тут можно встретить: greedy (алчный), to earn (зарабатывать), to spend foolishly (тратить бездумно), to be broke (быть на мели, без денег), to get a loan (брать в кредит), to afford (позволять себе). Согласитесь, редко где можно встретить такое количество тематической лексики в одном произведении. И еще эта песня хороша тем, что потом можно обсудить ее смысл: согласен ли студент с ее идеей.
Также люблю использовать песни при объяснении грамматики. Если я говорю про будущее время, а именно использование will для обещания (promise), то обязательно включаю песню I Will Always Love You by Whitney Houston, где певица с помощью will дает обещание, что будет любить всегда.
Конструкцию let somebody do something (позволять кому-то сделать что-то) легче всего запомнить благодаря песне Let It Be by The Beatles. Особенно если студент сам напоет эту песню несколько раз.
Если мы проходим Present Perfect и говорим о жизненном опыте (I have done something), то можно послушать песню Have You Ever by Brandy. В этой песне вы услышите столько раз have you ever, что навсегда запомните, как правильно строить вопрос в Present Perfect.
А в целом по красоте исполнения, чистоте звуков, произношению, наполненности текстов мне нравятся песни Sting. Из современных «цепляющих» музыкантов могу отметить Ed Sheeran — британец с красивым произношением.
Из моего опыта скажу, что я могу сотни раз слышать песню, но не понимать всех слов из нее. Но в какой-то момент приходит озарение, и ты начинаешь слышать ранее неразличимые слова. И вот тогда, как ребенок, радуешься этой маленькой, но все же победе! Так что песни мотивируют.
Опыт работы преподавателем: 12 лет
Опыт работы в Englex: 4 месяца
Мария
Я предпочитаю инструментальную музыку. Тем не менее, когда одна моя студентка уровня Elementary на первом нашем уроке сказала, что хочет выучить английский, чтобы понимать слова английских песен, я вспомнила, как в школе на уроках английского мы разбирали песни The Beatles. Итак, я решила, что начнем мы с прослушивания и разбора только припевов известных композиций The Beatles, а затем уже перейдем к полным текстам.
В процессе работы я пришла к выводу, что перевод песен на русский язык неэффективен для обучения, так как в текстах часто встречаются сокращения, фразовые глаголы, сленг, метафоры и неполные грамматические конструкции. Более того, некоторые студенты в итоге расстраиваются, что текст их любимой композиции оказывается банальным или совершенно бессмысленным.
Сейчас я использую песни в качестве тренировки произношения и навыка аудирования. Я часто прошу занятых студентов, у которых не хватает времени на выполнение домашнего задания, слушать английские песни, пока они, например, ведут машину. Более того, я прошу их не просто слушать, а подпевать. На мой взгляд, это отличная тренировка произношения, которая не воспринимается как упражнение, так как доставляет поющему удовольствие. Вот вчера мой студент уровня Elementary получил первое такое задание и выбрал альбом группы Scorpions. Надеюсь, ему понравится :-)
Опыт работы преподавателем: 14 лет
Опыт работы в Englex: 10 месяцев
Алла
С песнями, как и с короткими видео и ситуативными диалогами, я люблю работать следующим образом: задаю домой прослушать и записать слова к песне. Прослушивать можно столько раз, сколько нужно. А если какое-то слово или выражение осталось непонятным, вместо него ставим пробел, чтобы потом можно было вписать это слово. Если студент расслышал и записал почти все, то нерасслышанные слова я отправляю списком вразброс, а студент слушает еще раз и находит каждому слову свое место. Если студент многое не услышал, я отправляю скрипт, чтобы студент смог послушать песню, читая одновременно слова. Разбирая песню вместе на уроке, мы выбираем интересные выражения для запоминания, с которыми потом можно работать как с новой лексикой. Если песня длинная, то мы не записываем слова к ней. Студент изначально получает другое задание: я даю небольшой список интересных выражений из песни на русском языке и предлагаю студенту услышать и записать, как эти выражения прозвучали на английском в песне. Затем песни можно заучивать наизусть. Конечно, этот метод подойдет не всем, но многие справляются.
Опыт работы преподавателем: 12 лет
Опыт работы в Englex: 2 года 4 месяца
Инна
Я использую песни в основном для запоминания лексики и тренировки произношения. Но мы не работаем с текстом песни и не переводим его. Меня интересуют отдельные слова. Например, вчера одна студентка не могла вспомнить значения слов up и down, хотя для их тренировки мы уже разбирали песню Lemon Tree by Fool's Garden. Я просила ее слушать эту песню за рулем, потому что в песне певец ведет машину, поет и смотрит вверх и вниз (up and down). Когда я напомнила ей эту песню, она сразу вспомнила значения этих слов.
Вторая студентка несколько раз читала слово Europe неправильно. Как-то она упомянула, что ее любимая группа Oomph!, a у них как раз есть песня Wake up, Europe!. Теперь стоило только сказать ей “wake up...”, когда Europe читала неправильно, и студентка подхватывала “Europe”.
Работая со студентами в вузе, я пыталась идти в ногу со временем, подстраиваться под вкусы студентов 17-23 лет. Тогда Coldplay уже завоевали популярность. Но, хотя они и британцы, у них много сокращений, американизмов, отклонений от грамматических норм, а ведь я готовила филологов английского языка. Вот и получалось, что учишь if I were, а в песне отчетливо слышно if I was, и у студента возникает когнитивный диссонанс.
Не люблю рэп, но он также помогает что-то заучить. Особенно детям и подросткам нравится следующее видео. Многим оно помогает выучить неправильные глаголы.
У меня есть девочка-подросток, которая почти каждую неделю ходит в кино на мультики. Мы находим понравившиеся ей песни и поем. Это для девочки стало дополнительной мотивацией к занятиям.
Сделаю вывод, что песни — это прекрасный обучающий материал, но подбирать их надо с умом.
Опыт работы преподавателем: 11 лет
Опыт работы в Englex: 5 лет 8 месяцев
Юлия
На своих уроках я использую различные англоязычные песни в качестве дополнительного материала к той или иной грамматической теме. Например, когда мы с учениками разбираем форму будущего времени will, я использую композицию White Flag by Dido или Young And Beautiful by Lana Del Rey.
При изучении конструкции used to мне очень нравится давать студентам послушать старый хит Мадонны This Used to Be My Playground или более современную композицию Somebody That I Used to Know by Gotye.
Мне также нравится использовать песни, на примере которых можно не только объяснить то или иное явление в грамматике, но и прослушать целую историю. Например, It Must Have Been Love by Roxette — это не только отличный пример употребления модальных глаголов, но и грустная love story с прекрасными метафорами и сравнениями. Еще одна замечательная композиция, саундтрек к фильму «Леон», которую, как мне кажется, знают все меломаны — это Shape Of My Heart by Sting. Эта песня также помогает моим студентам выучить названия всех мастей карт :-)
Однако есть песни, в которых могут быть нарушены некоторые правила английской грамматики, как например: известная всем композиция Ain’t Nobody’s Business в исполнении Ardis или ставшая хитом The Wall by Pink Floyd с «замечательным» припевом “We don’t need no education”. Это всегда приводит в недоумение тех студентов, которые стараются строго соблюдать все грамматические правила. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь.
Как видите, песни на английском языке могут стать хорошей основой для изучения современного языка. Но нужно быть предельно избирательным в том, что вы слушаете, если хотите учить «правильный» английский. Поэтому мы приглашаем вас на занятия с нашими преподавателями, которые смогут подсказать, где в песне была допущена намеренная ошибка ради благозвучности и как стоило правильно построить фразу.