Меня зовут Ильдар Валетов. В статье расскажу, как я готовился к международному экзамену: запоминал новые слова, учился свободно говорить, грамотно и быстро писать.
Кто студент: IT-специалист со средним уровнем владения английским
Я учил английский в школе, потом в колледже и университете. Параллельно я ходил на языковые курсы, где занимался в группе. Так освоил английский на уровне Intermediate и перешел на Upper-Intermediate. Но этот курс не прошел — я окончил вуз, появились другие задачи, поэтому времени на английский не оставалось.
Цель: сдать IELTS на 6 баллов или выше
В «Инглекс» я пришел с конкретной целью — подготовиться и сдать IELTS General Test. Сертификат мне нужен для переезда в Канаду.
Я знал, сколько нужно готовиться к IELTS, и понимал, что задача непростая. Английским я не занимался последние 10 лет, а экзамен планировал сдавать через 3 месяца. Я поделился с преподавателем своими планами и сказал, что мне достаточно 6 баллов. Виктория провела тестирование и сказала, что подготовиться за такой срок реально.
Шаг 1. Выявить слабые стороны
На первом пробном уроке учитель выявила три направления, по которым мы работали:
- разговорный навык,
- написание эссе,
- вокабуляр.
Speaking — моя боль. Это навык, который проседал больше остальных. Первые полтора месяца я занимался с Викторией два раза в неделю, потом понял, что Speaking нужно прокачивать интенсивнее, поэтому увеличил количество уроков до трех.
Еще со школы я боялся сочинений, писал их мучительно и долго. Эти проблемы всплыли и на пробном экзаменационном эссе — я сидел над ним почти два часа вместо отведенного часа.
При выполнении заданий на Writing и Speaking всплыла еще одна проблема — нехватка словарного запаса. Ее предстояло решить в сжатые сроки, чтобы не тормозить работу над остальными навыками.
Над чтением и аудированием я работал самостоятельно: выполнял домашние задания, которые давала Виктория. Эти задания давались мне легко, особенно тесты на чтение, потому что по работе я много и часто читаю на английском, в основном техническую документацию.
Шаг 2. Развить Speaking
Последние 10 лет я практически не говорил на английском. Вначале было сложно вспомнить, как строятся предложения. Во время диалога с учителем у меня не получалось думать на английском — приходилось мысленно переводить с русского, из-за чего я сильно тормозил.
Но было еще несколько проблем, которые предстояло решить. Я усложнял ответы, из-за чего допускал много ошибок, путался и часто повторялся. Виктория учила меня упрощать тяжеловесные конструкции и перефразировать громоздкие предложения. Когда я ошибался, преподаватель делала себе пометки, но меня не прерывала. Виктория давала мне договорить, а потом разбирала ошибки в грамматике и произношении.
Я не укладывался во временные рамки — не понимал, когда стоит ускориться, а когда можно и растянуть ответ. Чтобы решить эту проблему, я много тренировался: большую часть урока Виктория отводила на Speaking.
Шаг 3. Прокачать Writing
Сначала я работал над качеством эссе: много писал, а потом вместе с преподавателем разбирал ошибки. Затем перешли к другой задаче — излагать мысли содержательно и грамотно, но укладываться по времени. Чтобы это получилось, Виктория предлагала следовать отработанному алгоритму, использовать вспомогательные обороты и вводные фразы, заменять громоздкие конструкции. Эти советы мне здорово помогли.
Шаг 4. Расширить словарный запас
Новую лексику я запоминал с помощью мобильного приложения Quizlet — его посоветовала Виктория. Сервис оказался очень удобным: создаешь папку, добавляешь в нее слова, а он из них собирает карточки, тесты и игры. Виктория давала ссылки на папки с нужной лексикой и готовыми карточками, по которым я потом занимался. Но я создавал и свои списки с незнакомыми словами.
Шаг 5. Привыкнуть к формату экзамена
Еще до начала занятий в «Инглекс» я несколько раз проходил тестовые варианты IELTS, но попытки провалились. Мне не удавалось набрать достаточного количества баллов даже в тех блоках, где я был относительно уверен — чтении и аудировании. Во многом из-за того, что я не был знаком с форматом IELTS.
Чтобы привыкнуть к экзаменационным заданиям и понять, сколько времени потребуется на их выполнение, я много тренировался самостоятельно и с преподавателем. На уроках я занимался по лицензированным учебникам, которые рекомендованы для подготовки к IELTS. Задания в таких пособиях одинаковы по формату с теми, что даны на экзамене.
Результат: сдал IELTS на 7 баллов
Я сдавал IELTS в Узбекистане — совместил его с поездкой на родину к родителям. Экзамен прошел легко: я был знаком с форматом и представлял, какие задания предстоит выполнить. К счастью, неприятных сюрпризов не было. Я понимал, что справился неплохо, но не ожидал получить 7 баллов, учитывая сжатое время подготовки к IELTS. Был приятно удивлен.
Пока я сделал перерыв в занятиях, дальше планирую сфокусироваться на бизнес-английском — хочу прокачаться в переговорных навыках. К слову, результаты занятий я заметил и в работе. Теперь, когда читаю сложные технические тексты, быстрее улавливаю суть и не зацикливаюсь на незнакомых словах.
Коротко: как студент подготовился к IELTS за 3 месяца
✔ Прошел тестирование, на котором преподаватель выявила пробелы в знаниях.
✔ Вместе с учителем определил, на каких навыках нужно фокусироваться.
✔ Определил, за сколько можно подготовиться к IELTS, и поставил реалистичную цель.
✔ Интенсивно занимался: 3 раза в неделю ходил на уроки, выполнял большой объем домашних заданий.
✔ Развил разговорный навык: стал говорить свободнее, научился упрощать предложения и использовать только те конструкции, в которых уверен.
✔ Научился писать эссе: содержательно, грамотно и быстро.
✔ Расширил словарный запас с помощью приложения Quizlet.
✔ Привык к формату заданий.