Студент «Инглекс» рассказал, почему не стоит бояться ошибок и как встречи с методистом-наставником помогают в изучении английского.
Меня зовут Сергей. Моя работа не связана с английским: я инженер-конструктор в небольшой инжиниринговой компании, которая занимается проектированием внутренней и наружной рекламы.
С английским я прошел классический путь русского человека: учил язык в школе и в институте, затем занялся своими делами и забыл о нем. Через какое-то время проснулся интерес к вещам, которых нет на русском. Например, я люблю иногда поиграть в видеоигры, но не все из них переводят на русский. Комиксы, книги, множество европейских сериалов и другого контента — все это часто есть только на английском. Я решил подтянуть знания. И снова классическая история: начинал учить, бросал, снова начинал, снова бросал. Долго пытался учиться самостоятельно, пока не произошла случайная встреча, которая все изменила.
Большой позор стал стимулом для серьезного обучения
Пару лет назад я встретил товарища, с которым учился в институте. Он работает на европейскую компанию, часть деятельности которой связана с моим образованием — инженер-конструктор химического машиностроения. Товарищ сказал, что компания ищет новых сотрудников, но есть одно условие — нужен английский язык.
Я подумал, что стоит попробовать. Сам составил резюме и CV на английском — они получились на удивление хорошими и понравились HR-менеджеру. Но дальше случился большой позор. Мне позвонил HR, мы немного пообщались, а потом он спросил: «Можно я проверю ваш уровень английского?» Я понимал, что на этом мой успех и закончится, но, конечно, не мог отказаться. HR задавал несложные вопросы: как долго вы изучаете английский, где вы его изучали. Но я не мог сформулировать мысли и ответить. Менеджер отнесся к этому с пониманием: сказал, что есть время подтянуть знания.
На следующий день было еще одно собеседование. Сначала на русском, потом на английском. Конечно, за день я не заговорил свободно. Меня попросили почитать техническую литературу. Я не смог перевести все, но понял и передал основные моменты. Думаю, мне помогла привычка читать, в том числе по-английски. Вечером мне позвонил HR-менеджер и сообщил, что я им подхожу, но к итоговому интервью с боссом нужно усилить разговорный английский.
Изначально история с собеседованиями была для меня авантюрой: я работал, занимался своими делами и не собирался менять сферу деятельности. Но этот звонок меня мотивировал расшевелить ленивый мозг, толкнул на более решительные действия. Я понял, что мне нужна серьезная база, дисциплина, мотивация и система, и начал искать преподавателя английского языка.
Начал учиться с фанатизмом: занимался английским каждый день и все выходные проводил в разговорном клубе
Посмотрев сайты разных школ, я выбрал «Инглекс». Мне понравилась спокойная подача, порядочный сайт, подробные отзывы. Записался на первый урок и начал заниматься. Поначалу это граничило с фанатизмом: я посещал уроки два раза в неделю, выполнял домашние задания, а по вечерам после работы ходил в разговорный клуб Skills. По выходным я мог провести в разговорном клубе 3-4 часа: в «Инглекс» он безлимитный, и я просто записывался на все доступные занятия. Еще я стал вписываться во все интенсивы в «Инглекс». Для меня это дополнительная мотивация — попадать в волну совместного обучения, с телеграм-каналом, объяснениями, проверкой заданий экспертами. В итоге я был полностью погружен в английский.
В таком ритме я продержался почти год. В какой-то момент мне пришел отказ от той компании, но бросать английский я уже не хотел. Было бы глупо бросить, когда уже столько сделано. Я только немного сбавил обороты и реже хожу в Skills. Но продолжаю заниматься с преподавателем два раза в неделю, это уже как сходить на работу. По-прежнему делаю домашние задания — считаю, что без этого можно даже не начинать учиться, потому что процесс будет долгим и непродуктивным. Последний интенсив, который я прошел, — «Уверенный Intermediate за 2 месяца».
Методист помогает исправить ошибки и скорректировать курс обучения
В мой тариф входят регулярные встречи с методистом-наставником. Они суперполезны, особенно на начальном этапе обучения. С методистом можно обсудить свои ошибки — он разберет их и предложит варианты решения этой проблемы, может посоветовать словари, дополнительные пособия, книги для чтения.
Также с методистом можно решить организационные вопросы — например, усложнить уровень занятий. Когда я пришел на первый урок и сделал тест, преподаватель предложил мне курс уровня A2 (Pre-intermediate). Я согласился, а спустя примерно полгода обучения понял, что надо бы повысить сложность. Обсудил это с преподавателем, потом с методистом, и акцент в моих уроках сместился с А2 на B1 (Intermediate).
После разговора с методистом-наставником на почту приходит краткое резюме беседы. В нем в структурированном виде отражено содержание беседы: все проблемы, которые тебя волнуют, и пути их решения.
Готов к интервью на английском и не боюсь ошибаться
Я не особо слежу за градацией уровней: какая разница, А2 у меня или В1, главное — знания. Но могу точно сказать: если сегодня мне позвонит HR и предложит проверить английский, это будет уже другой разговор. Сейчас у меня намного больше словарный запас, я уверенно строю предложения, говорю намного быстрее. В голове уже есть готовые фразы и слова, помимо самых простых. Я понимаю, как пользоваться временами — где употребить past simple, где past perfect, где present simple. Могу задать вопрос — звучит вроде бы просто, но я замечаю, что люди на этом постоянно сыпятся.
Сейчас я уже точно не буду так сильно нервничать из-за интервью на английском
Конечно, я еще допускаю грамматические ошибки в речи. Например, у меня есть проблема с окончанием -s: я понимаю теорию, но в потоке речи постоянно делаю ошибки. В разговоре часто замечаю, что сказал не совсем то, что нужно. Но это не конец. Я просто продолжаю дальше. Важно заранее себя запрограммировать, что будут ошибки и какие-то глупые ситуации, кто-то может над тобой посмеяться, кто-то даже может осудить. Ничего страшного. Если после этого каждый раз отказываться от обучения, можно вообще ничего не делать, жить в лесу. Поэтому важно не зацикливаться на проблемах и просто продолжать. Шаг за шагом все становится проще, понятнее.
Моя самая слабая часть в английском — writing. Я могу знать слово и использовать его в разговорной речи, но испытывать трудности с правописанием. Я не занимаюсь этим навыком усиленно, но в домашних заданиях всегда выполняю письменные упражнения. Они мне не нравятся, потому что я трачу на них много времени. Но это очень полезно, это просто нужно делать.
В изучении языка важно не сдаваться и просто делать что-то каждый день. Если не получается каждый день, то несколько раз в неделю. Немного времени может найти каждый, это вопрос желания. Сейчас все очень просто: открыл приложение, сделал задание, закрыл. Постепенно это входит в привычку, и ты с этим просто живешь. Даже если начать с 5 минут, со временем они превратятся в 10, 20. Как с книгами: сначала ты стараешься читать хотя бы по странице каждый день, а потом это входит в привычку, и ты уже не считаешь, сколько прочитал.
Можно, конечно, изнурять себя жесткой дисциплиной, но от этого только перегоришь. Поэтому я немного снизил темп занятий и стараюсь держать себя в условном полуголодном состоянии, чтобы не получить эмоциональный откат. При этом я не делаю пауз — они обычно затягиваются, и потом, как в спорте, приходится долго восстанавливать форму. Когда занимаешься регулярно, в комфортном темпе, то не встречаешь никаких проблем. Но если теряешь чувство ритма, забиваешь голову дурными мыслями об ошибках, бросаешь обучение, это негативно влияет и на психику, и на результат.
Смотрю видео и читаю только на английском
Я читаю много англоязычной литературы. Это отлично прокачивает скиллы: иногда читаешь предложение и можешь перевести из него только пару слов, но все равно понимаешь, как оно строится, улавливаешь общий смысл. Выбираю достаточно серьезные книги, например, произведения лауреатов пулитцеровской премии. Не беру классику — никакого Диккенса! — потому что язык и грамматика в современной литературе более актуальны и применимы в жизни.
Интересно, что я психологически не могу воспринимать адаптированные тексты — меня отталкивает, что это пересказ
Сначала меня пугали истории, что оригиналы тяжело читать. Но я попробовал. Да, это тяжелее, приходится много раз отвлекаться на перевод, тратить больше времени. Но меня это мотивирует изучать английский.
При чтении я не делаю специальных упражнений, не учу слова. Читаю для саморазвития, в качестве хобби. Большую часть лексики беру из уроков с преподавателем, но слова из книг тоже запоминаются. Иногда необычным способом: не вставил вовремя какое-то слово в свою речь, позже вспомнил его, почувствовал досаду, что не использовал в нужный момент, и таким образом запомнил.
Еще я слушаю подкасты, смотрю видео, сериалы, фильмы — все только на английском. Иногда вслушиваюсь, а иногда включаю фоном, пока занимаюсь домашними делами.
Учусь для удовольствия, но допускаю разные сценарии
Мне нравится процесс изучения языка. Общение, каждая прочитанная книга, каждый просмотренный фильм на английском мотивируют продолжать. Пока что я учусь просто для удовольствия, но все может измениться.
Я пришел в «Инглекс», потому что однажды встретил знакомого, который предложил мне работу в иностранной компании. Так из случайной встречи закрутилась большая история с английским. Кто знает, когда опять спонтанно возникнет какая-то еще возможность, которой я решу воспользоваться. Может быть, получится попробовать свои силы в зарубежных компаниях, сдать международный экзамен, поехать учиться в англоязычную страну или как-то еще связать свою жизнь с английскими. Но сейчас главное, что я получаю удовольствие.

Сергей очень ответственно относится к посещению занятий и выполнению домашней работы, несмотря на то, что помимо них он проходит экспресс-курсы «Инглекс», где тоже дают определенный объем заданий. Имеет широкий кругозор, очень много читает на английском, что дает ему возможность раскрыть любую тему на уроке и поддержать разговор.
Сергей достаточно уверенно владеет сложной грамматикой, соответствующей уровню intermediate, у него хороший словарный запас. Сейчас мы делаем упор на расширение лексики и использование ее в связке с грамматическими конструкциями в речи. Студент делится мыслями о том, что мы смотрим и читаем на уроках, и иногда это приводит к полноценному уроку говорения, как в speaking club.
Очень наслаждаюсь уроком, когда вижу, что ученик так же влюблен в язык, как и я сама. И этот студент — как раз тот самый случай.