Печать

Как я пять лет учил английский по видео, а потом записался на уроки к преподавателю

Опубликовано: 10.05.2024

Студент «Инглекс» Вячеслав Ершов рассказал, как он учил английский самостоятельно и почему решил заниматься с преподавателем.

Не представляю своей жизни без контента на английском

Меня зовут Вячеслав Ершов, работаю системным администратором в EdTech-сфере. Владею английским на уровне Advanced, и к этому результату пришел нестандартным способом. Вначале у меня не было цели выучить английский, просто хотел смотреть интересный контент, а незнание языка этому препятствовало. В итоге я прокачал навык аудирования, расширил словарный запас, но сильно отстал в грамматике. Как так вышло и что я с этим делаю, рассказываю в статье.

Не мог смотреть интересные видео на YouTube, потому что они выходили без перевода

Я начинал учить английский в школе. Школа была с испанским уклоном: английский преподавали как второй иностранный язык, уроки проходили нечасто, а учителя постоянно менялись. В общем, единственное, что я вынес из школьной программы — это классическая фраза London is the capital of Great Britain.

Английский в моей жизни появился уже после окончания школы, когда я стал смотреть игровой контент на YouTube. Сначала — англоязычные видео с русской озвучкой. Тогда было много энтузиастов, которые переводили просто ради удовольствия. Потом контента стало больше, и переводчики перестали за ним успевать. Многое выходило только в англоязычной версии и с русскими субтитрами.

Несколько лет я каждый день часами смотрел YouTube-передачи на английском и параллельно читал субтитры на русском. Но в какой-то момент пропали и русские субтитры.

Прокачивал Listening, слушая все — от «Доктора Хауса» до переговоров пилотов

Видео по интересам. Моими большими вдохновителями и проводниками в мир IT-новостей и технических советов стали ребята с YouTube-канала Linus Tech Tips. Я им обязан большей частью своих знаний о компьютерах и IT в целом. Раз в неделю у них выходит новостной видеоподкаст. Какие-то выпуски они ведут одни, а в какие-то приглашают гостей. Однажды к ним пришел Джон Бейн, известный как TotalBiscuit. Помню момент, когда услышал, как он говорит и что рассказывает. Меня впечатлила его манера речи, тембр, чувство юмора. Так я попал на его YouTube-канал и начал по три, пять, восемь часов в день прокачивать навык Listening — смотреть и слушать выпуски британца Джона Бейна без субтитров.

Через какое-то время я понял, что могу смотреть и слушать на английском что угодно, любой контент, который мне интересен, за исключением сверхспецифического.

Видео для работы. IT-видео помогают мне в работе. Например, выходит новая версия какой-нибудь операционной системы или новая модель ноутбука. На русском я могу прочитать лишь официальный текстовый пресс-релиз со списком нового функционала. На английском же быстрее появляются видеообзоры, советы, тесты, где все это пробуют в деле и обсуждают.

Киноклуб. «Доктор Хаус» — первый сериал, который я посмотрел на английском. Сейчас я состою в киноклубе и уже много лет смотрю англоязычные фильмы исключительно в оригинальной озвучке. Когда слышу реальную речь актеров, их интонации и лексику в диалогах, я лучше улавливаю задумку режиссера.

Видео по интересам. Помимо технических обзоров, видео для геймеров и других IT-тем, я смотрю околомузыкальные каналы, новости из мира медицины и научно популярный контент, один из любимейших — CGP Grey. Еще я увлекаюсь 3D-печатью и сижу на разных англоязычных форумах по этой теме.

Переговоры авиадиспетчеров. Благодаря навыку аудирования у меня появилось хобби, связанное с самолетами, гражданской авиацией и авиастроением. Началось оно с фильма, основанного на реальных событиях, «Чудо на Гудзоне» (режиссер Том Хэнкс). Там я услышал реальный диалог диспетчера и пилота, сумевшего посадить на реку самолет, у которого отказали все двигатели. Спойлер для тех, кто не смотрел фильм: все пассажиры выжили.

Не знаю почему, но меня увлекла эта тема. Понимаю, что никогда не буду пилотом, да и на самолетах за всю жизнь летал всего несколько раз. Но что-то в том разговоре было захватывающее: понимая, что ситуация может закончиться трагически, пилот сохранял полнейшее спокойствие, его голос не дрожал. Создавалось впечатление, что у него обычный рабочий вторник. Меня впечатлила эта запись, и я стал находить подборки других переговоров. Жутко интересно все это.

Я все понимал, но говорил неграмотно — поэтому стал заниматься с преподавателем

Я начал заниматься с преподавателем, потому что у меня был сильнейший перекос в навыках: хороший Listening, неплохой Reading, посредственный Speaking и ужасный Grammar. К сожалению, на одном аудировании или базовом Reading в IT-мире вряд ли далеко уедешь.

Несколько раз я пробовал заниматься английским с нейтивами: хотел понять, могу ли я рассказать что-то о себе и своих увлечениях, обсудить новости или новинки из мира IT в живом диалоге с людьми, которые ничего не понимают по-русски. Позанимался с двумя классными носителями языка и понял, что общаться могу, но грамматика как была на низком уровне, так и осталась. В спонтанной речи мозг вспоминает только отработанные до автоматизма конструкции, а те, что я редко использую, быстро вспомнить не получается. Так я понял, что стоит работать над грамматикой с русскоязычным преподавателем, который лучше понимает мою проблему и может разложить все по полочкам.

К русскоязычному преподавателю я пришел с четким запросом: прокачать грамматику, научиться использовать ее в речи и на письме.

Алена, преподаватель
Опыт: 5 лет
Образование: Высшее филологическое, Высшее журналистское
Сертификат: TOEFL

Слава — очень нестандартный студент. Когда мы начали заниматься, его навык Listening был на уровне Advanced, а грамматика дотягивала только до Pre-intermediate. Еще у него были прокачены пассивные скиллы — навык чтения и словарный запас. Практики говорения практически не было, а практики письма — тем более. При этом у него не было языкового барьера, но без системных знаний грамматики у Славы постоянно проскакивали ошибки на уровне Past Simple и Present Perfect.

Интересно, что стандартный подход к изучению грамматики со Славой не работает. Такая особенность восприятия языка, при которой у человека просто не укладываются правила в голове. Поэтому нам приходится придумывать какие-то свои правила. Например, очень долго он не мог запомнить, что have используется только с пластом настоящего времени. Чтобы это запомнить, мы придумали проговаривать ‘have for present’.

За три года, что мы с ним занимаемся, нам удалось вычистить грамматику в речи и подтянуть письменный навык. Притом что еще на первом уроке он сказал, что не готов выполнять домашние задания, и мы договорились, что письменный навык будем оттачивать прямо на уроке. Хочу отметить, что Слава — один из немногих моих студентов, который подходит к Writing нестандартно и пишет интересно.

Несмотря на то что у него до сих пор есть внутреннее предубеждение, что он плохо знает грамматику, в большинстве случаев он грамотно говорит и пишет. Это мое личное наблюдение и его же подтверждают тесты, которые Слава сдавал на уровне Advanced.

Больше нет перекоса в навыках — все на уровне C1

Я дошел до уровня Advanced, и такой пропасти между навыками теперь нет. Сейчас учу английский в удовольствие, но пару целей себе ставлю. Первая и основная — продолжать прокачивать грамматику, больше углубиться в эту тему. Вторая — улучшить разговорный навык, поэтому периодически хожу на разговорные клубы в Skills. Третья — сдать какой-нибудь экзамен, чтобы подтвердить свой уровень, например, Кембриджский экзамен или российский «Лингвотест». Последняя цель неосновная, просто хочу получить подтверждение своих навыков.

Мой путь в изучении английского не самый стандартный. Но если начать все заново, я бы прошел его снова. Сначала английский был средством получить доступ к тому, что меня увлекало. А потом стал увлекать и сам язык: как появились какие-то конкретные слова, почему подходит именно эта, а не другая конструкция. Мне нравится разбирать логику языка, узнавать его историю, этимологию слов.
© 2024 englex.ru, копирование материалов возможно только при указании прямой активной ссылки на первоисточник.
Печать