Изучение английского языка — это продолжительный и сложный процесс, поэтому важно, чтобы студент чувствовал себя комфортно. Однако из-за неуверенности в себе, неправильного подхода к обучению или завышенных ожиданий уроки могут вызывать стресс и негативные эмоции. Ведущий методист онлайн-школы «Инглекс» Виктория Кодак рассказала, с какими трудностями сталкиваются студенты, и поделилась советами, которые помогут выбраться из проблемных отношений с английским.
Самогазлайтинг
Описание проблемы. Это внутренний голос, который обесценивает успехи и заставляет сомневаться в собственных знаниях. Например, человек может считать, что он просто угадал правильные ответы в тесте или ему повезло вспомнить подходящие слова во время разговора с носителем языка.
Последствия. Самогазлайтинг может привести к развитию синдрома самозванца — убежденности в том, что все успехи в изучении английского случайны. Также у студента снижается мотивация из-за постоянного самообесценивания. Еще одно проявление — патологический страх ошибок, который мешает заговорить на английском.
Что можно сделать. Чтобы справиться с самогазлайтингом, можно попросить преподавателя или друзей, которые владеют английским, о регулярной обратной связи. Объективная оценка успехов со стороны поможет замечать собственные достижения и хвалить себя за них.
Токсичный процесс обучения
Описание проблемы. Уроки становятся токсичными, если учитель и ученик не совпадают по темпераменту. Студент может не воспринимать манеру общения педагога или его стиль ведения уроков. Также токсичность ощущается в неравномерном распределении нагрузки, например, ежедневные уроки по 5 часов пользы не принесут.
Последствия. Неправильный подход к образовательному процессу приводит к быстрой потере интереса или даже страху перед началом урока. Также студент может эмоционально выгореть и прекратить обучение.
Что можно сделать. Менять педагога, если что-то идет не так, — это нормально. Возможно, студенту понадобится посетить несколько уроков с различными специалистами, чтобы понять, какая методика или стиль преподавания ему больше нравятся. Также стоит подумать о здоровье и не перегружать себя. Когда составляете расписание, стоит учитывать занятость на работе или учебе и личные предпочтения. Кому-то удобнее заниматься утром, а другому человеку подходят только вечерние занятия.
Манипуляции с собственным сознанием
Описание проблемы. Студенты часто говорят: «Начну учиться с завтрашнего дня» или «Выучу английский, когда перееду за границу». Это происходит, потому что наш мозг инстинктивно избегает напряжения. Человек может неосознанно защищать себя от трудностей, перекладывая ответственность на любые внешние факторы.
Последствия. Привычка придумывать отговорки и откладывать дела на потом, может помешать карьере, учебе и саморазвитию. Со временем человек начинает винить себя за упущенные возможности, становится тревожным и теряет веру в свои силы.
Что можно сделать. В борьбе с прокрастинацией помогут дисциплина и решительные действия. Важно осознать, что отговорки — не причина откладывать изучение английского. Необходимо сделать первый шаг к своей цели, не дожидаясь следующего понедельника, например, записаться на вводный урок.
Подавление самого себя
Описание проблемы. Самоподавление выражается в страхе отвечать на занятиях и нерешительности при общении с носителями языка. Эта проблема может быть вызвана негативным опытом из прошлого или низкой самооценкой.
Последствия. Человек не может преодолеть языковой барьер, потому что боится допустить ошибку или получить критику в свой адрес. Такому студенту трудно выражать свои мысли во время урока и отвечать даже на простые вопросы.
Что можно сделать. Преодолеть страх говорения поможет постепенное внедрение разговорной практики в учебный процесс. Возможно, это будут короткие диалоги о хобби, погоде, семье или работе, которые дадут возможность почувствовать себя комфортно и начать использовать язык на практике. Важно понимать, что у преподавателя и носителей языка нет цели заметить все речевые ошибки и указать на них. Напротив, они готовы помочь и поддержать любой разговор.
Нарциссизм в изучении английского
Описание проблемы. Студенты, которые только начинают учить английский, могут думать, что для достижения цели необходимо всего 2—3 месяца. Проблема нарциссизма у таких людей может проявляться в завышенных ожиданиях, отрицании критики, или игнорировании ошибок.
Последствия. Нарциссический подход к обучению приводит к потере мотивации, так как ожидаемого результата за короткий срок достигнуть не получается. Студенты продолжают допускать ошибки, не хотят узнавать новое и, как результат, прекращают посещать уроки.
Что можно сделать. Нужно объективно оценивать свой прогресс и прислушиваться к преподавателю. Изучение английского языка — это марафон, а не быстрый спринт, поэтому, чтобы добиться успехов, понадобятся терпение и усердие.
Игнорирование собственных успехов
Описание проблемы. Такие студенты не умеют хвалить себя и не замечают собственных достижений. Они считают, что недостаточно умны или талантливы и стремятся к недостижимому идеалу. Также эта проблема включает в себя концентрацию на неудачах и игнорирование комплиментов от преподавателя или друзей, которые владеют английским.
Последствия. Отрицание успехов приводит к демотивации и стрессу. В итоге мозг перестает давать энергию на то, что не приносит результата, и переключается на другие дела.
Что можно сделать. Советуем начать с внутреннего диалога, можно говорить себе: «У меня все получится», «Я добьюсь поставленной цели» или «Сегодня я выучил что-то новое». Еще один способ борьбы с неуверенностью — дневник достижений, в который стоит записывать все успехи, даже самые незначительные и регулярно перечитывать их. Принимать похвалу от окружающих тоже важно. Не стоит отказываться от приятных слов, достаточно сказать спасибо.
Зависимость от внешних факторов
Описание проблемы. Зависимость в отношениях с английским — это ощущение страха и ступора при необходимости использовать язык вне уроков. Такие студенты спокойно общаются с преподавателем и умело пользуются учебными материалами, а в реальной жизни не могут выразить свои мысли. Еще одно проявление проблемы — желание подогнать английский под точные формулы, досконально изучив каждое правило и букву.
Последствия. В условиях, где нет интернета со словарем или учителя, таким людям сложно построить простой диалог или вспомнить элементарные слова. Они не могут применить полученные знания в реальной жизни, а это приводит к потере уверенности в себе и своих знаниях.
Что можно сделать. Важно постепенно выходить из зоны комфорта и применять английский на практике: приходить на встречи разговорного клуба, общаться с иностранцами в онлайн-приложениях, строить диалог с искусственным интеллектом.
Обвинение самого себя
Описание проблемы. Когда человек не видит результатов в изучении английского, он может обвинять себя в том, что ему не хватает дисциплины, характера или способностей. На самом деле проблема заключается в отсутствии систематичного подхода к урокам. Недостаточно послушать подкасты на английском, прочитать пару книг и думать, что это и есть обучение.
Последствия. Чувство вины приводит к снижению самооценки и тревожности. Такие люди тратят нервы и время, но не добиваются результата и приходят к выводу, что английский язык им не под силу.
Что можно сделать. В первую очередь нужно понять, что изучение английского языка требует системного подхода. Также важно поставить конкретную цель, чтобы не забросить уроки. Если у человека не получается учиться самостоятельно, ему стоит обратиться за помощью. Опытный преподаватель поможет составить грамотный план обучения, который будет включать освоение лексики, грамматики, а также устную и письменную практику.
- просите преподавателя об обратной связи;
- не перегружайте себя и помните, что замена педагога — это нормально;
- воспринимайте ошибки как неотъемлемую часть обучения;
- помните, что изучение английского — это долгий процесс, который требует терпения и усердия;
- учитесь принимать похвалу;
- применяйте английский в повседневной жизни;
- ставьте конкретные цели и учите язык по заранее составленному плану.