Рассказываем об основных требованиях к выполнению заданий 25—29 ЕГЭ, даем практические советы по подготовке и, главное, приводим самые распространенные преобразования, частые суффиксы и приставки.
Задания 25-29 ЕГЭ представляют собой текст с пятью пропущенными словами. Школьнику необходимо преобразовать опорное слово, напечатанное заглавными буквами на полях, с помощью приставок и суффиксов, чтобы заполнить пропуски. При выполнении заданий важно правильно определить часть речи пропущенного слова, подходящее по контексту значение и необходимую грамматическую форму, например, форму единственного или множественного числа существительных, и, наконец, важно верно написать слово. Согласно спецификации на сайте ФИПИ, задания 25—29 являются базового уровня сложности и для их успешного выполнения школьник должен владеть английским на пороговом уровне (Intermediate, или B1).
Принципы выполнения заданий 25—29
Развивайте группы родственных слов. Изучая слова по теме, составляйте однокоренные слова в группы и ведите запись таких групп, например, pollute → pollution → pollutant, honest → dishonest → honesty → dishonesty → honestly → dishonestly.
Расширяйте группы, встречая однокоренные слова в других экзаменационных заданиях и любых текстах, например, attract, attractive и attractiveness из темы внешности, attraction из темы туризма, distract из темы внимания.
Проверяйте значения новых слов в словаре и учите слова, о значении которых вы догадались по контексту.
Частые темы, встречающиеся в текстах с заданиями 25—29:
- выдающиеся люди России и англоязычных стран: актеры, писатели, художники, спортсмены, ученые, государственные деятели и прочие;
- путешествия по миру, страны, их столицы, достопримечательности и обычаи;
- флора и фауна, защита окружающей среды;
Убедитесь, что хорошо освоили эти темы, но не ограничивайтесь ими.
Выполняйте типовые задания. Выполнение типовых заданий поможет выявить пробелы в знаниях, покажет, насколько хорошо вы определяете запрашиваемую часть речи, и расширит словарный запас.
Тренируйте написание слов. Ведите список слов, в которых допускаете ошибки, и пишите их несколько раз от руки, чтобы задействовать моторную память, через интервалы времени: в тот же день, на следующий день, через 2 дня, через 4 дня, через неделю, через 2 недели и через месяц. Периодически устраивайте себе контрольный диктант, чтобы зафиксировать прогресс.
Самые частые суффиксы и приставки в заданиях 25—29
Мы проанализировали все 275 заданий на словообразование из открытого банка тестовых заданий ФИПИ и вычислили самые частые преобразования:
- в существительные — 42,5%,
- в прилагательные — 37,8%.
Советуем особое внимание уделить преобразованию глаголов, прилагательных и существительных в существительные, а также преобразованию этих частей речи в прилагательные. Но не стоит ограничиваться только ими, потому что открытый банк заданий не является исчерпывающим.
Образование существительных
Наиболее часто используемыми суффиксами в заданиях ЕГЭ для образования существительных являются -ion, -er/-or, -ist, -(i)ty, -ment и -ing. Следом за ними в таблице идут другие основные суффиксы для образования существительных, указанных в Кодификаторе ЕГЭ.
Примеры | Использование |
---|---|
-tion/-sion | |
confuse → confusion (сбивать с толку — замешательство) locate → location (определять расположение — местоположение) inspire → inspiration (вдохновлять — вдохновение) | Преобразует глагол в действие или процесс, результат действия или состояние. |
-er/-or | |
jog → jogger (бегать — бегун) law → lawyer (закон — юрист) visit → visitor (посещать — посетитель) govern → governor (править — губернатор) | Преобразует глагол в профессию или исполнителя действия. |
-ist | |
piano → pianist (пианино — пианист) bicycle → cyclist (велосипед — велосипедист) tour → tourist (тур — турист) science → scientist (наука — ученый) medal → medalist (медаль — медалист) novel → novelist (роман — писатель романов) | Преобразует существительное в профессию, связанную с музыкальным инструментом или машиной, человека, занятым в указанной сфере или указанной деятельностью, или человека, производящего указанный продукт. |
-ian/-an | |
politics → politician (политика — политик) music → musician (музыка — музыкант) history → historian (история — историк) | Преобразует область науки или искусства в профессию. |
-ity/-ty | |
active → activity (активный — занятие) diverse → diversity (разнообразный — разнообразие) safe → safety (безопасный — безопасность) | Преобразует прилагательное в абстрактное существительное, называющее состояние или качество. |
-ment | |
argue → argument (спорить — спор) govern → government (править — правительство) retire → retirement (уходить со службы — пенсия) | Преобразует глагол в действие или процесс, результат действия или состояние, вызванное этим действием. |
-ing | |
build → building (строить — строительство/здание) swim → swimming (плавать — плавание) surround → surroundings (окружать — обстановка) | Преобразует глагол в занятие или в продукт действия. |
-ance/-ence | |
perform → performance (выступать — выступление) significant → significance (значимый — значимость) intelligent → intelligence (умный — ум) | Преобразует глагол в процесс или отдельный случай выполненного действия, а прилагательное в состояние или качество. |
-ness | |
aware → awareness (осведомленный — осведомленность) easy → easiness (легкий — легкость) dark → darkness (темный — темнота) | Преобразует прилагательное в существительное, называющее состояние или качество. |
-ship | |
friend → friendship (друг — дружба) champion → championship (чемпион — чемпионат, чемпионство) horseman → horsemanship (наездник — наездничество) | Преобразует существительное в другое существительное, называющее состояние, когда являешься кем-то, пребывание в должности или мастерство. |
-hood | |
child → childhood (ребенок — детство) neighbour → neighbourhood (сосед — соседство) brother → brotherhood (брат — братство) | Преобразует существительное в другое существительное, называющее состояние, пребывание в этом состоянии или называющее группу лиц, объединенных названным качеством. |
Орфография: при добавлении суффикса -ion к глаголу на -t, согласная меняется на ss: permit → permission, emit → emission.
На экзамене правильным считаются оба орфографических варианта: британский и американский. В отличии от заданий 37 и 38 от школьника не требуется придерживаться единообразия.
Для трансформации существительных используются те же приставки, что и для глаголов и прилагательных, а сами существительные обычно образованы от этих частей речи, поэтому мы рассмотрим приставки в соответствующих разделах ниже.
Образование прилагательных
Наиболее часто используемыми суффиксами в заданиях ЕГЭ для образования прилагательных являются -ful, -ing, -ous, -al, -able, -ive, и -less. Следом за ними в таблице идут другие основные суффиксы для образования прилагательных, указанных в кодификаторе ЕГЭ.
Примеры | Использование |
---|---|
-ful | |
beauty → beautiful (красота — красивый) colour → colourful (цвет — цветной) success → successful (успех — успешный) | Преобразует существительное в качественное прилагательное, буквально полон какого-то свойства. |
-ing | |
amaze → amazing (изумлять — изумительный) fascinate → fascinating (завораживать — завораживающий) will → willing (желать — желающий) | Преобразует глагол в прилагательное для описания объектов, оказывающих названный эффект. |
-ed | |
amaze → amazed (изумлять — изумленный) fascinate → fascinated (завораживать — завораженный) interest → interested (интересовать — заинтересованный) | Преобразует глагол в прилагательное для описания чувств и состояния человека. |
-ous | |
fame → famous (известность — известный) religion → religious (религия — религиозный) vary → various (различаться — различный) | Преобразует существительное в качественное прилагательное. |
-able/-ible | |
compare → comparable (сравнить — сравнимый) forget → unforgettable (забыть — незабываемый) response → responsible (ответ — ответственный) value → valuable (ценить — ценный) | Преобразует глагол в прилагательное, указывающее, что действие возможно с описываемым объектом или объект достоин названного действия. |
-ive | |
attract → attractive (привлекать — привлекательный) impress → impressive (впечатлять — впечатляющий) imagine → imaginative (воображать — с богатым воображением) | Преобразует глагол в прилагательное, указывающее на способность или склонность совершать названное действие. |
-less | |
count → countless (считать — бессчетный) hope → hopeless (надежда — безнадежный) sleep → sleepless (сон — бессонный) | Преобразует существительное в качественное прилагательное, описывающее отсутствие свойства. |
-al | |
nature → natural (природа — природный) profession → professional (профессия — профессиональный) origin → original (происхождение — исходный) | Преобразует существительное в прилагательное со значением «относящийся к, имеющий в качестве характерной черты». |
-ic | |
artist → artistic (художник — творческий) photography → photographic (фотосъемка — фотографический, для фотосъемки) volcano → volcanic (вулкан — вулканический) | Преобразует существительное в прилагательное со значением «относящийся к», «свойственный кому-то или чему-то». Часто встречается в словах, заимствованных из греческого и латыни. |
-ical | |
history → historical (история — исторический) economy → economical (экономика — экономичный) myth → mythical (миф — мифический) | Преобразует существительное в прилагательное со значением «относящийся к». Обычно -ic и -ical взаимозаменяемы, но в некоторых словах они создают разницу в значении, поэтому мы рекомендуем уточнять значение в толковых словарях. |
-y | |
fog → foggy (туман — туманный) sun → sunny (солнце — солнечный) wind → windy (ветер — ветреный) | Преобразует существительное в качественное прилагательное. |
-ly | |
day → daily (день — ежедневный) friend → friendly (друг — дружелюбный) love → lovely (любовь — очаровательный) | Преобразует существительное в прилагательное, называющее частоту или свойство. |
-ese | |
China → Chinese (Китай — китайский) Portugal → Portuguese (Португалия — португальский) Vietnam → Vietnamese (Вьетнам — вьетнамский) | Преобразует страну в прилагательное, указывающее на принадлежность к ней. |
-an/-ian | |
Asia → Asian (Азия — азиатский) Canada → Canadian (Канада — канадский) Peru → Peruvian (Перу — перуанский) | Преобразует страну или часть света в прилагательное, указывающее на принадлежность к ней. |
-ish | |
Spain → Spanish (Испания — испанский) child → childish (ребенок — ребяческий) blue → bluish (синий — синеватый) | Преобразует существительное в прилагательное, указывающее на принадлежность к стране, характерность для кого-то или небольшое присутствие названного цвета. |
Образование наречий
В образовании наречий участвует суффикс -ly, добавляемый к основе прилагательного, и те же отрицательные приставки, работающие для прилагательных. Также существуют наречия, совпадающие по форме с прилагательными, например, hard (усердно, сильно), fast (быстро), late (поздно), но они не встречаются в заданиях 25—29.
Орфография:
- -y меняется на i: happy → happily
- -e не исчезает: desperate → desperately
- -l+ly: graceful → gracefully
- -ic+ally: dramatic → dramatically
Образование глаголов
Из немногочисленных суффиксов, участвующих в формировании глаголов, Кодификатор приводит только два: -en и -ise/-ize, — среди обязательных к усвоению среди выпускников школ.
Примеры | Использование |
---|---|
-en | |
sharp → sharpen (острый — точить) sad → sadden (печальный — печалить) strength → strengthen (сила — усиливать) | Преобразует существительное или прилагательное в глагол со значением придания этого свойства. |
-ise (BrE)/-ize (AmE) | |
colony → colonise (колония — колонизировать) symbol → symbolise (символ — символизировать) special → specialise (специальный — специализироваться) | Преобразует существительное или прилагательное в глагол. |
И, наконец, приставки для преобразования глаголов.
Примеры | Использование |
---|---|
dis- | |
agree → disagree (соглашаться — не соглашаться) approve → disapprove (одобрять — не одобрять) courage → discourage (смелость — лишать смелости) | Меняет значение глагола на противоположное и участвует в образовании глагола с отрицательным значением. |
mis- | |
interpret → misinterpret (истолковать — неверно истолковать) spell → misspell (писать — сделать орфографическую ошибку) understand → misunderstand (понять — недопонять) | Образует глаголы со значением действия с ошибкой. |
re- | |
do → redo (делать — переделать) consider → reconsider (рассмотреть — пересмотреть) print → reprint (печатать — перепечатать) | Образует глаголы со значением повторного действия. |
over- | |
cook → overcook (варить — переварить) estimate → overestimate (оценить — переоценить) sleep → oversleep (спать — проспать) | Образует глаголы со значением действия, совершенного в объеме сверх необходимого. |
under- | |
achieve → underachieve (достичь — недоработать) pay → underpay (платить — недоплачивать) rate → underrate (оценивать — недооценивать) | Добавляет глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой. |
Типичные ошибки
ФИПИ ежегодно публикует рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ. Среди наиболее часто допускаемых ошибок упоминаются:
- использование неверной части речи;
- использование не подходящего по смыслу родственного слова;
- орфографические ошибки в верно выбранном производном слове;
- использование неверной отрицательной приставки с прилагательными, существительными, наречиями и глаголами;
- неуместное использование суффикса -less;
- грамматическое несоответствии содержанию текста.
Алгоритм работы над заданием
Исходя из типичных ошибок, мы предлагаем следующие шаги по выполнению заданий 25—29 ЕГЭ.
- Прочтите предложение и через окружающие пропуск слова и общий смысл определите, какая часть речи нужна.
- Вспомните производные слова от опорного слова.
- По смыслу предложения убедитесь, не нужно ли то же самое слово, только с отрицательной приставкой или суффиксом (или наоборот без).
- Если нужное слово не знаете, вспомните другие однокоренные слова и попробуйте угадать, какой суффикс или/и приставка нужны, чтобы слово логично вошло в предложение (пункты 1 и 2).
- Убедитесь, что форма соответствует грамматически. Например, после one of будет множественное число:
One of its main attractions is Parliament Hill standing high above the Ottawa River. [ATTRACT]
- Проверьте ответ на орфографические ошибки.
- Занесите ответ в бланк ответов ЗАГЛАВНЫМИ буквами.
Рассмотрим на примере предложений из Открытого банка ФИПИ признаки, которые помогут в определении запрашиваемой части речи. Старайтесь находить несколько признаков, подтверждающих выбор, потому что некоторые части речи могут иметь похожее окружение. В конце каждого списка даны ответы — проверьте свои догадки.
Нужно существительное, если пропущенное слово:
- перед сказуемым
Poetic _ came naturally to him. [INSPIRE]
- обозначает должность, социальную роль
It was named after Lord Stanley, a British politician who had recently been appointed _ general. [GOVERN]
- после прилагательного, в том числе притяжательного
He is considered to be one of the greatest _ of all time. [PLAY]
Sketching develops your _. [CREATE] - существительные могут выполнять описательную роль, например, в сложносоставных существительных (a bus stop, a car park), поэтому существительное может идти после другого существительного:
Among such sports the top one is rock _. [CLIMB]
- перед предлогом of, выполняющим роль родительного падежа
The Cabot Tower is one of the key _ of Signal Hill. [BUILD]
- после существительного в притяжательном падеже (possessive ’s)
… and the cathedral’s _ didn’t technically stop until 1990. [CONSTRUCT]
- после артикля a/an, the
The area offers world class skiing, hotels, and dining, as well as a _ of outdoor recreational opportunities and beautiful mountain scenery. [VARY]
You will pass through a number of African countries and admire the _ of their landscapes. [DIVERSE] - после числительного
There were more than 1,000 _. [COMPETE]
- после предлога
This money and the entrance fees paid by _ support the aquarium financially. [TOUR]
In his early _ Vrubel was very weak because of the harsh Siberian climate. [CHILD] - после глагола, в качестве дополнения
However, when he was 9 years old, his mother saw an _ for group tennis lessons… [ADVERTISE]
Нужен глагол, если пропущенное слово:
- после подлежащего
Publishing houses _ his scientific works every year. [PRINT]
- после вспомогательного или модального глагола
Nothing can _ you about Auckland. [APPOINT]
- после глагола с частицей to (убедитесь, что это не предлог to)
He graduated from the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (MSPSA) in 1850 and began to _ in landscape painting. [SPECIAL]
- инфинитив после пассивной конструкции для выражения цели
It was lit in 1966 to _ the centenary of the Canadian Confederation. [SYMBOL]
Нужно прилагательное, если пропущенное слово:
- перед существительным (часто после артикля)
Sechenov was a _ student, which enabled him to graduate among top students. [WILL]
By the age of 19, Tretyak was already famous not only in Russia, but also on the _ level. [NATIONAL] - в сравнительной или превосходной степени, после слов more или most
Located in the Red Centre, Uluru is one of the most _ sights in Australia. [FORGET]
- после наречий so, very, really
Most expats find it very easy to communicate with the locals, who are very _. [FRIEND]
- после или перед другим прилагательным, они часто соединены and
This event is well-known for its _ and elaborate masks. [COLOUR]
- после глагола-связки be, look, become, get, feel, seem, stay
Finally, candles simply look _ and are a great decoration. [AMAZE]
- перед инфинитивом
One of such rides which are _ to forget is the Rovos Rail in South Africa. [POSSIBLE]
Нужно наречие, если пропущенное слово:
- в начале предложения как вводное слово или фраза (выделено запятыми)
_ , his family moved to warmer regions, where Vrubel quickly got better. [FORTUNATE]
- после глагола (впускает перед собой дополнение) для описания манеры действия
After a long dormant period, Arenal erupted _ in 1968… [VIOLENT]
Very soon my teacher told me that I was speaking English _. [FLUENT] - перед глаголом или прошедшим причастием
In summer, Millennium Park _ hosts free concerts at lunchtime and at 6.30 pm. [OFFICIAL]
The land was _ used by indigenous peoples for thousands of years. [ORIGINAL] - перед прилагательным для описания степени этого качества
He was born in 1880 in Saint Petersburg in a _ educated family. [HIGH]
- после слова how при описании манеры действия
I was surprised at how _ she agreed. [QUICK]
Теперь вы знаете, как выполнять задания 25—29 в ЕГЭ по английскому. А если хотите всесторонне подготовиться к экзамену, начните заниматься с преподавателем в «Инглекс». Вы проработаете все части ЕГЭ, узнаете тактические хитрости выполнения заданий и повысите уровень владения языком.