бесплатно по всей России
для жителей Москвы и зарубежья

Словообразование в ЕГЭ: самые частые суффиксы и приставки

Опубликовано: 09.05.2025

Рассказываем об основных требованиях к выполнению заданий 25—29 ЕГЭ, даем практические советы по подготовке и, главное, приводим самые распространенные преобразования, частые суффиксы и приставки.

Словообразование в ЕГЭ

Задания 25-29 ЕГЭ представляют собой текст с пятью пропущенными словами. Школьнику необходимо преобразовать опорное слово, напечатанное заглавными буквами на полях, с помощью приставок и суффиксов, чтобы заполнить пропуски. При выполнении заданий важно правильно определить часть речи пропущенного слова, подходящее по контексту значение и необходимую грамматическую форму, например, форму единственного или множественного числа существительных, и, наконец, важно верно написать слово. Согласно спецификации на сайте ФИПИ, задания 25—29 являются базового уровня сложности и для их успешного выполнения школьник должен владеть английским на пороговом уровне (Intermediate, или B1).

Принципы выполнения заданий 25—29

Развивайте группы родственных слов. Изучая слова по теме, составляйте однокоренные слова в группы и ведите запись таких групп, например, pollute → pollution → pollutant, honest → dishonest → honesty → dishonesty → honestly → dishonestly.

Расширяйте группы, встречая однокоренные слова в других экзаменационных заданиях и любых текстах, например, attract, attractive и attractiveness из темы внешности, attraction из темы туризма, distract из темы внимания.

Проверяйте значения новых слов в словаре и учите слова, о значении которых вы догадались по контексту.

Частые темы, встречающиеся в текстах с заданиями 25—29:

  • выдающиеся люди России и англоязычных стран: актеры, писатели, художники, спортсмены, ученые, государственные деятели и прочие;
  • путешествия по миру, страны, их столицы, достопримечательности и обычаи;
  • флора и фауна, защита окружающей среды;

Убедитесь, что хорошо освоили эти темы, но не ограничивайтесь ими.

Выполняйте типовые задания. Выполнение типовых заданий поможет выявить пробелы в знаниях, покажет, насколько хорошо вы определяете запрашиваемую часть речи, и расширит словарный запас.

Тренируйте написание слов. Ведите список слов, в которых допускаете ошибки, и пишите их несколько раз от руки, чтобы задействовать моторную память, через интервалы времени: в тот же день, на следующий день, через 2 дня, через 4 дня, через неделю, через 2 недели и через месяц. Периодически устраивайте себе контрольный диктант, чтобы зафиксировать прогресс.

Самые частые суффиксы и приставки в заданиях 25—29

Мы проанализировали все 275 заданий на словообразование из открытого банка тестовых заданий ФИПИ и вычислили самые частые преобразования:

  • в существительные — 42,5%,
  • в прилагательные — 37,8%.

Советуем особое внимание уделить преобразованию глаголов, прилагательных и существительных в существительные, а также преобразованию этих частей речи в прилагательные. Но не стоит ограничиваться только ими, потому что открытый банк заданий не является исчерпывающим.

Образование существительных

Наиболее часто используемыми суффиксами в заданиях ЕГЭ для образования существительных являются -ion, -er/-or, -ist, -(i)ty, -ment и -ing. Следом за ними в таблице идут другие основные суффиксы для образования существительных, указанных в Кодификаторе ЕГЭ.

ПримерыИспользование
-tion/-sion
confuse → confusion (сбивать с толку — замешательство)
locate → location (определять расположение — местоположение)
inspire → inspiration (вдохновлять — вдохновение)
Преобразует глагол в действие или процесс, результат действия или состояние.
-er/-or
jog → jogger (бегать — бегун)
law → lawyer (закон — юрист)
visit → visitor (посещать — посетитель)
govern → governor (править — губернатор)
Преобразует глагол в профессию или исполнителя действия.
-ist
piano → pianist (пианино — пианист)
bicycle → cyclist (велосипед — велосипедист)
tour → tourist (тур — турист)
science → scientist (наука — ученый)
medal → medalist (медаль — медалист)
novel → novelist (роман — писатель романов)
Преобразует существительное в профессию, связанную с музыкальным инструментом или машиной, человека, занятым в указанной сфере или указанной деятельностью, или человека, производящего указанный продукт.
-ian/-an
politics → politician (политика — политик)
music → musician (музыка — музыкант)
history → historian (история — историк)
Преобразует область науки или искусства в профессию.
-ity/-ty
active → activity (активный — занятие)
diverse → diversity (разнообразный — разнообразие)
safe → safety (безопасный — безопасность)
Преобразует прилагательное в абстрактное существительное, называющее состояние или качество.
-ment
argue → argument (спорить — спор)
govern → government (править — правительство)
retire → retirement (уходить со службы — пенсия)
Преобразует глагол в действие или процесс, результат действия или состояние, вызванное этим действием.
-ing
build → building (строить — строительство/здание)
swim → swimming (плавать — плавание)
surround → surroundings (окружать — обстановка)
Преобразует глагол в занятие или в продукт действия.
-ance/-ence
perform → performance (выступать — выступление)
significant → significance (значимый — значимость)
intelligent → intelligence (умный — ум)
Преобразует глагол в процесс или отдельный случай выполненного действия, а прилагательное в состояние или качество.
-ness
aware → awareness (осведомленный — осведомленность)
easy → easiness (легкий — легкость)
dark → darkness (темный — темнота)
Преобразует прилагательное в существительное, называющее состояние или качество.
-ship
friend → friendship (друг — дружба)
champion → championship (чемпион — чемпионат, чемпионство)
horseman → horsemanship (наездник — наездничество)
Преобразует существительное в другое существительное, называющее состояние, когда являешься кем-то, пребывание в должности или мастерство.
-hood
child → childhood (ребенок — детство)
neighbour → neighbourhood (сосед — соседство)
brother → brotherhood (брат — братство)
Преобразует существительное в другое существительное, называющее состояние, пребывание в этом состоянии или называющее группу лиц, объединенных названным качеством.

Орфография: при добавлении суффикса -ion к глаголу на -t, согласная меняется на ss: permit → permission, emit → emission.

На экзамене правильным считаются оба орфографических варианта: британский и американский. В отличии от заданий 37 и 38 от школьника не требуется придерживаться единообразия.

Для трансформации существительных используются те же приставки, что и для глаголов и прилагательных, а сами существительные обычно образованы от этих частей речи, поэтому мы рассмотрим приставки в соответствующих разделах ниже.

Образование прилагательных

Наиболее часто используемыми суффиксами в заданиях ЕГЭ для образования прилагательных являются -ful, -ing, -ous, -al, -able, -ive, и -less. Следом за ними в таблице идут другие основные суффиксы для образования прилагательных, указанных в кодификаторе ЕГЭ.

ПримерыИспользование
-ful
beauty → beautiful (красота — красивый)
colour → colourful (цвет — цветной)
success → successful (успех — успешный)
Преобразует существительное в качественное прилагательное, буквально полон какого-то свойства.
-ing
amaze → amazing (изумлять — изумительный)
fascinate → fascinating (завораживать — завораживающий)
will → willing (желать — желающий)
Преобразует глагол в прилагательное для описания объектов, оказывающих названный эффект.
-ed
amaze → amazed (изумлять — изумленный)
fascinate → fascinated (завораживать — завораженный)
interest → interested (интересовать — заинтересованный)
Преобразует глагол в прилагательное для описания чувств и состояния человека.
-ous
fame → famous (известность — известный)
religion → religious (религия — религиозный)
vary → various (различаться — различный)
Преобразует существительное в качественное прилагательное.
-able/-ible
compare → comparable (сравнить — сравнимый)
forget → unforgettable (забыть — незабываемый)
response → responsible (ответ — ответственный)
value → valuable (ценить — ценный)
Преобразует глагол в прилагательное, указывающее, что действие возможно с описываемым объектом или объект достоин названного действия.
-ive
attract → attractive (привлекать — привлекательный)
impress → impressive (впечатлять — впечатляющий)
imagine → imaginative (воображать — с богатым воображением)
Преобразует глагол в прилагательное, указывающее на способность или склонность совершать названное действие.
-less
count → countless (считать — бессчетный)
hope → hopeless (надежда — безнадежный)
sleep → sleepless (сон — бессонный)
Преобразует существительное в качественное прилагательное, описывающее отсутствие свойства.
-al
nature → natural (природа — природный)
profession → professional (профессия — профессиональный)
origin → original (происхождение — исходный)
Преобразует существительное в прилагательное со значением «относящийся к, имеющий в качестве характерной черты».
-ic
artist → artistic (художник — творческий)
photography → photographic (фотосъемка — фотографический, для фотосъемки)
volcano → volcanic (вулкан — вулканический)
Преобразует существительное в прилагательное со значением «относящийся к», «свойственный кому-то или чему-то». Часто встречается в словах, заимствованных из греческого и латыни.
-ical
history → historical (история — исторический)
economy → economical (экономика — экономичный)
myth → mythical (миф — мифический)
Преобразует существительное в прилагательное со значением «относящийся к». Обычно -ic и -ical взаимозаменяемы, но в некоторых словах они создают разницу в значении, поэтому мы рекомендуем уточнять значение в толковых словарях.
-y
fog → foggy (туман — туманный)
sun → sunny (солнце — солнечный)
wind → windy (ветер — ветреный)
Преобразует существительное в качественное прилагательное.
-ly
day → daily (день — ежедневный)
friend → friendly (друг — дружелюбный)
love → lovely (любовь — очаровательный)
Преобразует существительное в прилагательное, называющее частоту или свойство.
-ese
China → Chinese (Китай — китайский)
Portugal → Portuguese (Португалия — португальский)
Vietnam → Vietnamese (Вьетнам — вьетнамский)
Преобразует страну в прилагательное, указывающее на принадлежность к ней.
-an/-ian
Asia → Asian (Азия — азиатский)
Canada → Canadian (Канада — канадский)
Peru → Peruvian (Перу — перуанский)
Преобразует страну или часть света в прилагательное, указывающее на принадлежность к ней.
-ish
Spain → Spanish (Испания — испанский)
child → childish (ребенок — ребяческий)
blue → bluish (синий — синеватый)
Преобразует существительное в прилагательное, указывающее на принадлежность к стране, характерность для кого-то или небольшое присутствие названного цвета.

Образование наречий

В образовании наречий участвует суффикс -ly, добавляемый к основе прилагательного, и те же отрицательные приставки, работающие для прилагательных. Также существуют наречия, совпадающие по форме с прилагательными, например, hard (усердно, сильно), fast (быстро), late (поздно), но они не встречаются в заданиях 25—29.

Орфография:

  • -y меняется на i: happy → happily
  • -e не исчезает: desperate → desperately
  • -l+ly: graceful → gracefully
  • -ic+ally: dramatic → dramatically

Образование глаголов

Из немногочисленных суффиксов, участвующих в формировании глаголов, Кодификатор приводит только два: -en и -ise/-ize, — среди обязательных к усвоению среди выпускников школ.

ПримерыИспользование
-en
sharp → sharpen (острый — точить)
sad → sadden (печальный — печалить)
strength → strengthen (сила — усиливать)
Преобразует существительное или прилагательное в глагол со значением придания этого свойства.
-ise (BrE)/-ize (AmE)
colony → colonise (колония — колонизировать)
symbol → symbolise (символ — символизировать)
special → specialise (специальный — специализироваться)
Преобразует существительное или прилагательное в глагол.

 

И, наконец, приставки для преобразования глаголов.

ПримерыИспользование
dis-
agree → disagree (соглашаться — не соглашаться)
approve → disapprove (одобрять — не одобрять)
courage → discourage (смелость — лишать смелости)
Меняет значение глагола на противоположное и участвует в образовании глагола с отрицательным значением.
mis-
interpret → misinterpret (истолковать — неверно истолковать)
spell → misspell (писать — сделать орфографическую ошибку)
understand → misunderstand (понять — недопонять)
Образует глаголы со значением действия с ошибкой.
re-
do → redo (делать — переделать)
consider → reconsider (рассмотреть — пересмотреть)
print → reprint (печатать — перепечатать)
Образует глаголы со значением повторного действия.
over-
cook → overcook (варить — переварить)
estimate → overestimate (оценить — переоценить)
sleep → oversleep (спать — проспать)
Образует глаголы со значением действия, совершенного в объеме сверх необходимого.
under-
achieve → underachieve (достичь — недоработать)
pay → underpay (платить — недоплачивать)
rate → underrate (оценивать — недооценивать)
Добавляет глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой.

Типичные ошибки

ФИПИ ежегодно публикует рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ. Среди наиболее часто допускаемых ошибок упоминаются:

  • использование неверной части речи;
  • использование не подходящего по смыслу родственного слова;
  • орфографические ошибки в верно выбранном производном слове;
  • использование неверной отрицательной приставки с прилагательными, существительными, наречиями и глаголами;
  • неуместное использование суффикса -less;
  • грамматическое несоответствии содержанию текста.

Алгоритм работы над заданием

Исходя из типичных ошибок, мы предлагаем следующие шаги по выполнению заданий 25—29 ЕГЭ.

  1. Прочтите предложение и через окружающие пропуск слова и общий смысл определите, какая часть речи нужна.
  2. Вспомните производные слова от опорного слова.
  3. По смыслу предложения убедитесь, не нужно ли то же самое слово, только с отрицательной приставкой или суффиксом (или наоборот без).
  4. Если нужное слово не знаете, вспомните другие однокоренные слова и попробуйте угадать, какой суффикс или/и приставка нужны, чтобы слово логично вошло в предложение (пункты 1 и 2).
  5. Убедитесь, что форма соответствует грамматически. Например, после one of будет множественное число:

    One of its main attractions is Parliament Hill standing high above the Ottawa River. [ATTRACT]

  6. Проверьте ответ на орфографические ошибки.
  7. Занесите ответ в бланк ответов ЗАГЛАВНЫМИ буквами.

Рассмотрим на примере предложений из Открытого банка ФИПИ признаки, которые помогут в определении запрашиваемой части речи. Старайтесь находить несколько признаков, подтверждающих выбор, потому что некоторые части речи могут иметь похожее окружение. В конце каждого списка даны ответы — проверьте свои догадки.

Нужно существительное, если пропущенное слово:

  • перед сказуемым

    Poetic _ came naturally to him. [INSPIRE]

  • обозначает должность, социальную роль

    It was named after Lord Stanley, a British politician who had recently been appointed _ general. [GOVERN]

  • после прилагательного, в том числе притяжательного

    He is considered to be one of the greatest _ of all time. [PLAY]
    Sketching develops your _. [CREATE]

  • существительные могут выполнять описательную роль, например, в сложносоставных существительных (a bus stop, a car park), поэтому существительное может идти после другого существительного:

    Among such sports the top one is rock _. [CLIMB]

  • перед предлогом of, выполняющим роль родительного падежа

    The Cabot Tower is one of the key _ of Signal Hill. [BUILD]

  • после существительного в притяжательном падеже (possessive ’s)

    … and the cathedral’s _ didn’t technically stop until 1990. [CONSTRUCT]

  • после артикля a/an, the

    The area offers world class skiing, hotels, and dining, as well as a _ of outdoor recreational opportunities and beautiful mountain scenery. [VARY]
    You will pass through a number of African countries and admire the _ of their landscapes. [DIVERSE]

  • после числительного

    There were more than 1,000 _. [COMPETE]

  • после предлога

    This money and the entrance fees paid by _ support the aquarium financially. [TOUR]
    In his early _ Vrubel was very weak because of the harsh Siberian climate. [CHILD]

  • после глагола, в качестве дополнения

    However, when he was 9 years old, his mother saw an _ for group tennis lessons… [ADVERTISE]

Ответы
a. inspiration, b. governor, c. players, creativity, d. climbing, e. buildings, f. construction, g. variety, diversity, h. competitions, i. tourists, childhood, j. advertisement.

Нужен глагол, если пропущенное слово:

  • после подлежащего

    Publishing houses _ his scientific works every year. [PRINT]

  • после вспомогательного или модального глагола

    Nothing can _ you about Auckland. [APPOINT]

  • после глагола с частицей to (убедитесь, что это не предлог to)

    He graduated from the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (MSPSA) in 1850 and began to _ in landscape painting. [SPECIAL]

  • инфинитив после пассивной конструкции для выражения цели

    It was lit in 1966 to _ the centenary of the Canadian Confederation. [SYMBOL]

Ответы
a. reprint, b. disappoint, c. specialise/specialize, d. symbolise/symbolize.

Нужно прилагательное, если пропущенное слово:

  • перед существительным (часто после артикля)

    Sechenov was a _ student, which enabled him to graduate among top students. [WILL]
    By the age of 19, Tretyak was already famous not only in Russia, but also on the _ level. [NATIONAL]

  • в сравнительной или превосходной степени, после слов more или most

    Located in the Red Centre, Uluru is one of the most _ sights in Australia. [FORGET]

  • после наречий so, very, really

    Most expats find it very easy to communicate with the locals, who are very _. [FRIEND]

  • после или перед другим прилагательным, они часто соединены and

    This event is well-known for its _ and elaborate masks. [COLOUR]

  • после глагола-связки be, look, become, get, feel, seem, stay

    Finally, candles simply look _ and are a great decoration. [AMAZE]

  • перед инфинитивом

    One of such rides which are _ to forget is the Rovos Rail in South Africa. [POSSIBLE]

Ответы
a. willing, international, b. unforgettable, c. friendly, d. colourful/colorful, e. amazing, f. impossible.

Нужно наречие, если пропущенное слово:

  • в начале предложения как вводное слово или фраза (выделено запятыми)

    _ , his family moved to warmer regions, where Vrubel quickly got better. [FORTUNATE]

  • после глагола (впускает перед собой дополнение) для описания манеры действия

    After a long dormant period, Arenal erupted _ in 1968… [VIOLENT]
    Very soon my teacher told me that I was speaking English _. [FLUENT]

  • перед глаголом или прошедшим причастием

    In summer, Millennium Park _ hosts free concerts at lunchtime and at 6.30 pm. [OFFICIAL]
    The land was _ used by indigenous peoples for thousands of years. [ORIGINAL]

  • перед прилагательным для описания степени этого качества

    He was born in 1880 in Saint Petersburg in a _ educated family. [HIGH]

  • после слова how при описании манеры действия

    I was surprised at how _ she agreed. [QUICK]

Ответы
a. fortunately, b. violently, fluently, c. officially, originally, d. highly, e. quickly.

Теперь вы знаете, как выполнять задания 25—29 в ЕГЭ по английскому. А если хотите всесторонне подготовиться к экзамену, начните заниматься с преподавателем в «Инглекс». Вы проработаете все части ЕГЭ, узнаете тактические хитрости выполнения заданий и повысите уровень владения языком.

© 2025 englex.ru, копирование материалов возможно только при указании прямой активной ссылки на первоисточник.
Редактор
Нажимая «Подписаться», я даю согласие на обработку своих персональных данных на условиях Политики конфиденциальности и подписываюсь на рассылку «Заряжаемся английским»
Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.