Меня зовут Анна Загороднюк. Сегодня я расскажу вам обо всех радостях и горестях работы профессиональной модели за границей: какие требования предъявляют агентства, каковы условия работы и как английский помогает в этой профессии.
Многие грезят о такой работе, хотя я никогда к ней не стремилась. Все получилось случайно, но процесс меня так затянул, что за несколько лет работы я подписала контракты со многими зарубежными агентствами.
Как я стала работать моделью за рубежом
Мне было 15, когда я получила сообщение во ВКонтакте от сотрудника модельного агентства — он увидел мои фотографии в социальной сети и пригласил на пробы. Я многим увлекалась в школе и потому подумала попробовать и это направление. В агентство мы пришли вместе с мамой, она подписала соглашение, и я начала ходить на занятия. Для меня это стало приятным хобби, я никогда не задумывалась о том, что это может стать работой.
В модельной школе мне было весело проводить время — нас учили актерскому мастерству и дефиле, мы знакомились с местными фотографами и визажистами. Иногда провинциальные агентства приглашают скаутов (специалистов, которые ищут новых моделей) из столицы. Из всего потока они могут выбрать лишь пару девушек, все остальные остаются незамеченными. Как-то к нам в Мурманск приезжал скаут из Grace Models — материнского агентства Натальи Водяновой. Он выбрал одну девочку на строгих условиях — ей нужно было похудеть и привести в порядок кожу. На мой взгляд, если вы хотите стать профессиональной моделью и вы соответствуете нужным параметрам, то обучение не столь важно.
В выпускном классе я перестала ходить в модельную школу, потому что готовилась к экзаменам и поступлению, но меня продолжали приглашать на съемки в качестве фотомодели. Поступив в университет, я совсем перестала участвовать в съемках, потому что просто не успевала совмещать с учебой. Когда я училась на четвертом курсе, мне написали несколько скаутов из разных модельных агентств Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. К тому времени я заканчивала бакалавриат, нужно было думать, чем заниматься дальше. В июне я защитила диплом и подписала свой первый контракт с модельным агентством на работу в Китае.
Я несколько месяцев приводила себя в форму и участвовала в фотосессиях, чтобы собрать портфолио. Я постаралась найти как можно больше информации о принимающем агентстве в Китае, условиях работы и проживания. К счастью, мне попалась группа во Вконтакте, которая оказалась целым порталом для моделей. Здесь есть множество статей и отзывов девочек, которые подписали не один контракт и побывали в разных странах. В этой группе можно узнать информацию об агентствах СНГ, Европы, Азии, США и даже Латинской Америки, в которой сейчас активно развивается модельный бизнес. Здесь вы можете опубликовать работы из своего портфолио и снэпы (модельные снимки без макияжа и фотошопа в разных ракурсах), чтобы вас заметили скауты.
Условия работы и проживания модели за границей
У меня были стандартные модельные контракты. Обычно они трехсторонние — контракт подписывается между принимающим агентством, материнским агентством и моделью. В принимающей стране мы не подписываем никакие дополнительные соглашения с брендами или дизайнерами. Все пункты контракта прописаны на двух языках — на языке принимающей стороны и на английском. Указываются обязанности сторон, пути разрешения форс-мажорных ситуаций и параметры модели, которых она обязуется придерживаться (в противном случае агентство имеет право отправить девушку домой). Кроме того, в контракте прописываются цены на виды работ в местной валюте, описываются условия проживания. Некоторые агентства строго следят за чистотой и штрафуют неряшливых девушек. Иногда в контракте оговаривается комендантский час, особенно это касается несовершеннолетних девочек. Например, у меня был прописан такой пункт в турецком контракте в целях моей же безопасности.
Китай
Я была заранее готова к работе в Китае — знала, с кем мы будем работать, на каком транспорте ездить, видела фотографии апартаментов и даже была в курсе, что тараканы там — частые гости. В городе Шэньчжэнь у нас была квартира, в которой помимо меня жили еще две девочки. В провинции Макао я жила одна в номере роскошного отеля, потому что участвовала в рекламной кампании этой сети отелей.
Большинство моделей работают для местных китайских брендов. Я снималась для каталогов одежды и нижнего белья, участвовала в показе ювелирных украшений. У меня был очень тяжелый график — съемки длились не менее десяти часов без перерывов. Многие девушки не были готовы к тому, что нужно работать быстро. В России один образ могут примерять по часу, в Китае же такого никогда не встретишь, все поставлено на поток. Китай вообще очень хорошая школа для моделей: здесь учат работать быстро, демонстрировать эмоции и хорошо позировать. Агентство даже может скинуть тебе видеопримеры для дополнительной практики.
Китай оставил у меня неоднозначные чувства. Я до сих пор вспоминаю то время одновременно с восторгом и ужасом. Иностранцу в Шэньчжэне непросто — там еще мало туристов, местные жители все время смотрят на тебя, фотографируют, тыкают пальцем. Мне было сложно питаться, потому что там не было русского квартала и европейских супермаркетов, а китайскую кухню я не люблю. Также было трудно привыкнуть к тропическому влажному климату. Приятная сторона контракта в Китае — у меня было время на короткие путешествия. Я посетила окрестности города Шэньчжэня, а на обратном пути домой мне посчастливилось посетить Гонконг. Я попросила агентство запланировать мой вылет не из Шэньчжэня, а из финансового центра Азии.
Япония
В Японии все более скованно и дисциплинированно. А условия работы гораздо более щадящие, чем в Китае. Мы жили в городе Осака. Условия проживания были очень хорошими — у каждой девушки была хоть и небольшая, но своя квартира.
Мне посчастливилось участвовать в съемках ТВ-рекламы океанариума отеля, который находится на горячих источниках. Япония мне запомнилась дельфинами, знаменитыми источниками Онсэн и рассветом на берегу Японского моря.
Турция
У меня было несколько поездок в Стамбул, последний раз меня поселили в новых апартаментах. Мы жили вшестером в трехкомнатной квартире: две спальни, большая гостиная, ванная и кухня. Здесь я снималась для местного банка, ювелирного бренда и многих интернет-магазинов. Кроме того, участвовала в показах свадебных платьев и снималась в рекламе украшений.
Требования к моделям
Многие модели в прошлом занимались танцами или гимнастикой. Такая подготовка помогает им быть более пластичными в съемках. Я с трех лет занималась профессиональным спортом — получила черный пояс по каратэ. Никогда не думала, что мне придется худеть, ведь я всегда была в форме. Но для первого контракта пришлось сбросить семь килограммов. Как ни странно, известные параметры 90-60-90 — это много даже при росте 172 см. Сейчас во время зарубежных поездок я хожу в тренажерный зал, во многих принимающих агентствах он есть.
Для клиента важно, чтобы модель смогла надеть любую одежду, поэтому чем худее девушка, тем лучше. Особенно высоки требования к тем, кто работает впервые. В дальнейшем, если у тебя уже есть большой опыт и хорошее портфолио, могут немного ослабить требования. Исключения делают для съемок белья и купальников — здесь допускают бедра на пару сантиметров больше. Для показов же необходимы не просто худые девушки, а очень худые. Исключение — показы знаменитого бренда Victoria’s Secret, для которых отбирают девушек с женственными формами.
Хотя сейчас многое меняется. В Европе, в отличие от Азии, модели plus size пользуются невероятной популярностью, у них всегда есть работа. В последний раз в Турции со мной жила такая модель — Анна-Мария из Боснии и Герцеговины. Своей невероятной красотой и формами она производила настоящий фурор. Насколько я знаю, модели plus size работают на тех же условиях, что и обычные модели.
У многих девушек есть все для того, чтобы стать успешной моделью за границей, но им не хватает роста. Мой рост 172 см, и он считается недостаточным. Агентства заинтересованы в более высоких девушках. Исключения бывают, но очень редко. Однажды в Японии я встретила модель, чей рост был около 165 см, но агентства шли ей навстречу и прибавляли сантиметры в анкете. Все потому, что она была удивительно красивой, японские заказчики хотели видеть ее лицом своих компаний. Она часто получала заказы от косметических и бельевых брендов, а еще рекламировала сумки, украшения и меха.
Пластические операции, татуировки, пирсинг — все это неприемлемо для серьезных агентств. Такие модели гораздо реже получают работу, но, например, в Ливане на пластику смотрят снисходительно.
В России есть стереотип — делить девушек на фотомоделей и моделей для подиумных показов. За рубежом такого разделения нет, агентства иногда делают исключения, но в целом заинтересованы в универсальных девушках. Кроме того, многие думают, что модель должна быть очень красивой. Но это тоже стереотип. Когда у девушки очень яркие черты лица, с ней сложно работать визажистам. Скауты ищут моделей, чья внешность позволяет создавать совершенно разные образы. И еще один стереотип — среди моделей есть жесткая конкуренция. На самом деле мы поддерживаем друг друга. К тому же агентство, как правило, в один сезон набирает девушек разных типажей — нет оснований для конкуренции.
Моделям нужно быть готовым к большому количеству отказов, причины которых не всегда понятны. На этом фоне могут развиваться комплексы. Девушки могут получать отказы не только по своей вине, но и из-за ошибок агентства: не получается договориться с клиентами о стоимости оплаты за работу, менеджер может промедлить и во время не протолкнуть девушку. Если отказов много, агентство особо не церемонится и отправляет модель домой.
На своем опыте я прочувствовала, что такое неудачный контракт. В одной из первых поездок в Турцию я долгое время получала отказ за отказом — клиенты были заинтересованы в другом типаже. С каждым кастингом я все больше разочаровывалась в себе и своих профессиональных данных. В итоге за несколько месяцев я смогла лишь отработать те деньги, что вложило в меня агентство, — билеты, проживание и карманные расходы. Домой я вернулась без денег и в глубоком расстройстве.
Знание английского для работы моделью за рубежом
Мой уровень английского — Upper-Intermediate. У меня диплом бакалавра по специальности «международные отношения» — в университете я занималась переводом политических и экономических статей. Благодаря английскому я могла себя чувствовать более уверенно на кастингах, в общении с клиентами, стилистами, визажистами и т. д.
Английский облегчает мое общение с фотографами в студии, ведь я могу легко установить контакт, понять, чего от меня хотят — какую эмоцию я должна показать на съемке, чтобы заказчик был доволен. К тому же я чувствую себя более раскованной во время съемок, так как фотографы часто говорят комплименты на английском, чтобы подбодрить девушек. А после съемки мне не составляет труда попросить прислать обработанные фото на почту.
На кастингах телевизионных реклам девушки сначала должны рассказать о себе и своем агентстве на английском, а только потом уже сыграть небольшой эпизод из рекламы. Хороший английский был моим преимуществом на пробах.
Я могла напрямую обращаться к менеджерам агентства и решать возникшие вопросы — букеры (менеджер модельного агентства) и руководители агентств хорошо владеют иностранным языком. Нередко я помогала девочкам общаться с директором агентства или переводить сообщения, которые приходили накануне съемок, — как правило, в них было указано, что необходимо подготовить к следующему рабочему дню. Многие наши соотечественницы и жительницы Восточной Европы не знают английский, им приходится непросто. Помню случай с девушкой из Бразилии, которая приехала работать в Стамбул. Она не говорила по-английски, а в нашем агентстве никто не говорил по-португальски. Ее работа не задалась, поэтому через пару недель она улетела домой.
Уровень владения языком в Китае, Японии и Турции такой же, наверное, как и у нас в стране. Я была удивлена, что в Шэньчжэне мало кто говорит на английском и понимает его. Это осложняло работу и многие бытовые моменты. А в китайской провинции Макао английский знают многие. Город ориентирован на туристов, к тому же, это бывшая португальская колония, все указатели подписаны на трех языках — китайском, английском и португальском.
В Турции стилисты, фотографы, клиенты говорят на английском. Кроме того, когда я сильно заболела и попала в больницу, смогла легко объяснить все симптомы врачам. Большинство из них хорошо говорят по-английски.
В работе модели за границей английский незаменим, и многие это понимают. Появились даже блогеры, которые учат начинающих моделей разговорным фразам, необходимым в работе терминам, рассказывают, как отвечать на вопросы на кастинге, делать презентацию и т. д.
Амбиции и карьерный рост
Я начала строить карьеру модели довольно поздно. Свой первый контракт подписала в 21 год, тогда как многие девочки начинают свой путь в профессию в 15-16 лет. Через полгода мне исполнится 25 лет. Многие иностранные агентства не готовы сотрудничать с такими возрастными моделями. В Японию меня уже вряд ли пригласят, но есть такие рынки, как Ливан, где более лояльные требования. Конечно, топ-модели вроде Адрианы Лимы или Натальи Водяновой работают на других условиях — для них возраст не помеха.
Если бы довелось пройти путь заново, я бы начала работать лет с 16 и делала меньше перерывов между контрактами. Многие девочки летают нон-стоп из одной страны в другую. А я не могу себе такого позволить, так как дома меня ждут муж и родители. Я встречала девочек, мужья и парни которых тоже работают в модельном бизнесе. Такие пары агентства стараются отправлять в одну страну.
В Европе я бы не смогла работать — у меня невысокий рост и более коммерческое лицо, нежели модельное. Там нужны девушки с высокими скулами, более острыми чертами лица, я бы не смогла с ними конкурировать. А вот для Южной Кореи у меня подходящий типаж — веснушки, голубые глаза и так называемое baby face (детское личико). Еще мне бы интересно было слетать в Мексику, модельный бизнес там сейчас стремительно развивается.
Я люблю эту профессию за возможность посмотреть мир. Работа моделью за рубежом сделала меня более самостоятельной и собранной, открытой к людям разных культур и помогла мне полностью преодолеть языковой барьер. Но главное, что дала мне эта деятельность — это не фото на память и путешествия, а жизненный опыт.
Есть несколько моментов в работе, которые меня раздражают. Во-первых, я не могу поменять что-то в своей внешности без согласования с агентством. Речь идет не о глобальных изменениях, а о простой покраске волос и стрижке. Но даже если агентство согласится на твои перемены, тебе придется переделывать все портфолио. Во-вторых, я ужасно не люблю съемки одежды. Это наскучивает и изматывает — за 10-12 часов нужно примерить до 180 образов. Это морально и физически тяжело. А в-третьих, важно понимать, что по прилете в новую страну тебя могут сразу отправить на кастинг. Нужно сразу вливаться, времени на адаптацию никто не дает. Такой быстрый темп не всегда легко выдержать.
Если вы решите выбрать такую профессию, желаю вам преодолеть все трудности и построить успешную карьеру.