В статье рассмотрим критерии оценивания, типичные фонетические трудности, способы тренировать произношение и технику чтения и стратегию выполнения задания № 1 на экзамене.
Критерии оценивания
Задание №1 устной части ЕГЭ оценивается в один балл и проверяет навыки чтения с точки зрения произношения, интонации и беглости. Беглость включает в себя плавное чтение с правильным смысловым ударением в фразах, естественным разделением на смысловые блоки с помощью пауз и отсутствие необоснованных пауз. К фонетическим ошибкам относятся неправильное произношение звуков или их замена, а также неправильное ударение в словах. Важно придерживаться одного варианта произношения на протяжении всего текста — если в основном используется британский акцент, а одно слово произнесено с американским, это будет ошибкой.
К грубым ошибкам относятся пропуск или добавление слова, невнятная речь и искажение смысла из-за неправильного произношения или интонационного деления. Если школьник пропустил строку или три и более слов либо не успел дочитать последние три слова, задание оценивается в 0 баллов. Для успешного выполнения задания допускается не более 5 фонетических ошибок, в том числе 1—2 грубые ошибки.
Резюмируем критерии успешно выполненного задания:
- единый вариант произношения, например, только британский или только американский;
- верное произношение слов;
- верное ударение в словах;
- естественное смысловое ударение в фразах;
- естественные паузы внутри предложения;
- четкие контуры предложений;
- верно подобранная интонация;
- текст прочитан внятно и целиком, без опущений.
Типичные фонетические трудности для русскоязычных
Рассмотрим трудности английской фонетики и распространенные ошибки при выполнении устного задания № 1 ЕГЭ.
Ударение в многосложных словах
В английском языке нет жестких правил постановки ударения. Однако можно выделить некоторые общие тенденции:
- ударение на первый слог у большинства существительных из двух слогов;
- ударение на второй слог у большинства двусложных глаголов;
- одинаково пишущиеся двусложные существительное и глагол имеют ударный первый и второй слог соответственно, слово report — исключение. В транскрипции ударение обозначается символом, похожим на апостроф (ˈ). Сравните:
record: /ˈrek.ɔːd/ запись, /rɪˈkɔːd/ записывать
transport: /ˈtræn.spɔːt/ транспорт, /trænˈspɔːt/ перевозить
increase: /ˈɪn.kriːs/ увеличение, /ɪnˈkriːs/ увеличивать
report: /rɪˈpɔːt/ отчет, /rɪˈpɔːt/ отчитываться - суффиксы -ial, -ic, -ion, -ity притягивают ударение на слог перед собой:
benefit /ben.ɪ.fɪt/ — beneficial /ben.ɪˈfɪʃ.(ə)l/
character /kær.ək.tə(r)/ — characteristic /kær.ək.təˈrɪs.tɪk/
motivate /məʊ.tɪ.veɪt/ — motivation /məʊ.tɪˈveɪ.ʃən/
active /æk.tɪv/ — activity /ækˈtɪv.ə.ti/ - у глаголов на -ate ударение на третий с конца слог: communicate /kəˈmjuː.nɪ.keɪt/, fascinate /fæs.ən.eɪt/;
- ударение на предпоследний или третий с конца слог в словах из 4 и более слогов: experiment /ɪkˈsper.ɪ.mənt/, customization /kʌs.tə.maɪˈzeɪ.ʃən/;
- многосложные слова имеют второстепенное ударение, обозначенное символом ˌ в транскрипции — оно обеспечивает чередование ударности и ритм.
В заимствованных словах ударение может отличаться: graffiti /ɡrəˈfiː.ti/,
karaoke /kær.iˈəʊ.ki/, cuisine /kwɪˈziːn/. Исключения также случаются при наличии приставок и суффиксов.
Ударение в составных существительных обычно падает на первое слово. В прилагательных часто на второе слово, но далеко не всегда.
steam engine /stiːm ˌen.dʒɪn/, landfill /lænd.fɪl/, living space /lɪv.ɪŋ ˌspeɪs/, passport control /pɑːs.pɔːt kənˈtrəʊl/
energy-saving /en.ə.dʒi.seɪ.vɪŋ/, hard-working /hɑːdˈwɜː.kɪŋ/, absent-minded
/æb.səntˈmaɪn.dɪd/
Приведем классический пример важности ударения. В сложносоставном слове (1) ударение на первый слог: green, в словосочетании прилагательное + существительное (2) — на оба, с небольшой паузой между словами.
They have a greenhouse. /ɡriːn.haʊs/ — У них есть теплица.
They have a green house. /ɡriːn ˈhaʊs/ — У них зеленый дом.
При переходе из одной части речи в другую может измениться не только ударение, но и звуки, поэтому всегда стоит проверять произношение в словаре с озвучкой и транскрипцией.
articulate: /ɑːˈtɪk.jə.lət/ четко изъясняющийся, /ɑːˈtɪk.jə.leɪt/ выразить словами
live: /lɪv/ жить, /laɪv/ живой
Межзубные звуки /θ/, /ð/
Межзубный звук /θ/ часто ошибочно подменяется звуком /s/ или /f/, что приводит к грубой ошибке из-за искажения смысла и сбоя в коммуникации. Например, предложение из задания № 051640 из Открытого банка ФИПИ может измениться следующим образом:
- /θ/ → /s/
✅ The hair growth /ɡrəʊθ/ slows down, and the hair becomesthin /θɪn/ and weak.
❌ The hair gross /ɡrəʊs/ slows down, and the hair becomes sin /sɪn/ and weak. - /θ/ → /f/
❌ The hair /ɡrəʊf/ slows down, and the hair becomes fin /fɪn/ and weak.
В свою очередь /ð/ ошибочно произносят как /z/ или /v/, например, в таких словах, как the, this, these, then, than, with, weather. Кроме того, оба звука на письме обозначаются буквами th, поэтому важно знать, в каких словах звук /θ/, а в каких —
/ð/.
Звуки /w/ и /v/
Следующие звуки, которые необходимо различать, — /w/ и /v/. Первый звук произносится с округленными вытянутыми вперед губами, подобно русскому звуку /у/, но с расслабленным языком. Основным элементом создания звука /v/ является соприкосновение верхних звуков с расслабленно растянутой нижней губой.
Носовой звук /ŋ/
Носовой звук /ŋ/ также несет смыслоразличительную роль: thin /θɪn/ — thing /θɪŋ/, ban /bæn/ — bang /bæŋ/, run /rʌn/ — rung /rʌŋ/. Чтобы правильно произнести носовой /ŋ/ кончик языка нужно опустить, а спинку языка поднять к нёбу, чтобы воздух проходил через нос. Носовой звук /ŋ/ встречается в буквосочетании -ng-, song /sɒŋ/, language /læŋ.ɡwɪdʒ/, в том числе в окончании -ing, talking /tɔː.kɪŋ/, breathing /briː.ðɪŋ/, а также когда следом идет звук /k/ или /g/, например: uncle /ʌŋk(ə)l/, finger /fɪŋɡə(r)/.
Краткие и долгие гласные
Особую сложность для выпускников могут представлять краткие и долгие гласные, так как в русском языке звуки не различаются по долготе. В транскрипции в словарях долгий гласный обозначен символом, похожим на двоеточие. Ниже приведем таблицу с парными краткими и долгими гласными.
Краткие | Долгие | ||
---|---|---|---|
live, pick | /ɪ/ | leave, peak | /i:/ |
con, cot | /ɒ/ | corn, caught | /ɔ:/ |
pull, soot | /ʊ/ | pool, suit | /u:/ |
much, cut | /ʌ/ | March, cart | /ɑ:/ |
Звуки /æ/, /e/, /ʌ/ и /ɑ:/
Также стоит отметить важность правильно поставленного звука /æ/, он не эквивалентен ни русскому звуку /а/, ни звуку /э/, и его важно произносить отлично от английских гласных /e/, /ʌ/ и /ɑ:/. Например:
cattle /kæt(ə)l/, kettle /ket(ə)l/
bag /bæɡ/, bug /bʌɡ/, beg /beɡ/
pack /pæk/, puck /pʌk/, peck /pek/, park /pɑːk/
Мы уже упоминали о необходимости придерживаться одного регионального варианта произношения, поэтому приведем примеры разницы произношения одних и тех же слов в британском и американском английском:
bath /bɑːθ/ UK, /bæθ/ US, path /pɑːθ/ UK, /pæθ/ US
last /lɑːst/ UK, /læst/ US, past /lɑːst/ UK, /læst/ US
class /klɑːs/ UK, /klæs/ US, grass /grɑːs/ UK, /græs/ US
dance /dɑːns/ UK, /dæns/ US, chance /tʃɑːns/ UK, /tʃæns/ US
stop /stɒp/ UK, /stɑːp/ US, talk /tɔːk/ UK, /tɑːk/ US, comedy /kɒm.ə.di/ UK, /kɑː.mə.di/ US
park /pɑːk/ UK, /pɑːrk/ US, corn /kɔːn/ UK, /kɔːrn/ US, dinosaur /daɪ.nə.sɔː(r)/ UK, /daɪ.nə.sɔːr/ US
cafe /kæf.eɪ/ UK, /kæfˈeɪ/ US
Прослушайте озвучку в онлайн-словарях, например, Cambridge Dictionary или Oxford Learner's Dictionaries, и сравните произношение примеров.
Отработать сложные звуки можно с помощью кембриджских пособий Elementary Pronunciation in Use Марка Джонатана, Intermediate Pronunciation in Use Марка Хэнкока или Ship or Sheep Энн Бейкер либо преподаватель в «Инглекс» подсветит ваши проблемные звуки, научит их правильно произносить и даст материал для закрепления.
Гласные в безударных слогах
В английском языке гласные в безударных слогах часто редуцируются, то есть съедаются и произносятся нечетко. Это также происходит в артиклях и безударных предлогах. Такой звук называется schwa и обозначается символом /ə/ в транскрипции.
beautiful ✅ /bjuː.tɪ.fəl/ ❌ /bjuː.tɪ.ful/
curious ✅ /kjʊə.ri.əs/ ❌ /kjʊə.ri.əʊs/
compare ✅ /kəmˈpeər/ ❌ /kɒmˈpeər/
accept ✅ /əkˈsept/ ❌ /ækˈsept/
one of ✅ /wʌn.əv/ ❌ /wʌn.ɒv/
look at ✅ /lʊk.ət/ ❌ /lʊk.æt/
Последние два примера подводят нас к такому аспекту речи как связная речь, или connected speech.
Связная речь
Связная речь — это явление в устной речи, когда два или больше слов сливаются воедино, а не произносятся по отдельности. Произносить слитно особенно удобно цепочки, в которых слово, начинающееся на гласный звук, следует за словом, оканчивающимся согласным звуком.
with others /wɪˈðʌ.ðəz/
read a book /riː.dəˈbʊk/
popular in Egypt /pɒp.jə.lə.rɪ.ˈniː.dʒɪpt/
there is a home /ðeə.rə.zəˈhəʊm/
Английская речь не только связная, но и интонационно напоминает американские горки. Это связано с тем, что помимо ударения в словах в английском есть ударение в предложениях: важные слова произносятся более громко и сильно, вспомогательные слова — слабо.
К важным словам относятся существительные, глаголы, отрицательные формы вспомогательных и модальных глаголов, прилагательные и наречия, к вспомогательным — артикли, предлоги, союзы, местоимения, вспомогательные и модальные глаголы. Безударные и ударные слова поддерживают связность речи. В примере выше ударные слова выделены жирным шрифтом.
Необходимо правильно делить предложение на смысловые сегменты, связывая слова в цепочки внутри и расставляя паузы между. Рассмотрим пример неправильного и правильного деления на фразы предложения из задания № 89544C из Открытого банка ФИПИ. В предложении выделены жирным ударные слова, подчеркнуты ударные слоги ударных слов и обозначено деление |. На схеме ударные слоги обозначены чертой (—), безударные — кругом (о), восходящий тон — косой чертой вверх (/), а нисходящий тон — косой чертой вниз (\).
❌… and the importance of this is clearly seen | when one compares the satisfaction | people feel in relationships with their overall satisfaction with life.
✅… and the importance of this is clearly seen | when one compares the satisfaction people feel in relationships | with their overall satisfaction with life.
o — o — o / | — — / | — | |
o o | o o — o o — | o oo — o | \ |
o o o | o o o o o o o | o o o |
o — o о о — o / | o o — o o — о — о / о о | о — o о о — о | \ |
o o o | o o — о | o o о |
Интонационные модели
Рассмотрим основные нюансы, касающиеся интонации в английском. Повествовательное предложение должно иметь нисходящий тон в конце, чтобы оно имело завершенный характер. Смысловые сегменты, кроме последнего, сложных предложений и предложений с распространенным подлежащим завершаются восходящим тоном, сигнализирующим о незавершенности высказывания, последний сегмент завершится нисходящим тоном. Похожим образом, при перечислении используется восходящий тон и нисходящий на последнем элементе перечисления.
- Housecleaning is certainly one of them.
— - o o — o o — o \ - They look much like hares and have long ears and short tails.
o - — o / o - — / o — \ -
… where you feel comfortable, relaxed, and rested.
o o — / o o o o / o \ o
В общих вопросах используется восходящий тон в конце, а в специальных вопросах — нисходящий тон с выделенным вопросительным словом.
Поработать над фразовым ударением, связностью речи и интонацией можно с помощью все тех же пособий Pronunciation in Use Марка Джонатана и Марка Хэнкока или Ship or Sheep Энн Бейкер или с преподавателем, который даст вам обратную связь и направит усилия в нужное русло.
Как тренировать произношение и технику чтения
Слушайте и повторяйте (Shadowing). Shadowing — это метод теневого повтора. Вы слушаете речь носителя языка и повторяете сказанное, словно эхо, имитируя интонацию, ритм и произношение. Алгоритм следующий:
- Выберите отрывок аудиоматериала до 1 минуты.
- Прослушивая запись с паузами по необходимости, разметьте паузы, фразовое ударение и интонацию в расшифровке аудио.
- Прослушайте фразу и повторите ее, копируя интонацию, ритм и произношение.
- Повторяйте и переслушивайте фразу, пока она не выйдет естественной и наиболее похожей на оригинал.
- Повторите шаги 3 и 4 с каждой фразой в тексте расшифровки.
- Прослушайте аудио заново с паузами, повторяя предложение за предложением или по несколько.
- Прочитайте текст целиком вслух, воспроизводя интонацию, ритм и произношение из записи.
- Прослушайте запись целиком, одновременно читая текст про себя с той же интонацией, что и говорящий.
- Включите запись заново и говорите одновременно с ней, попадая в паузы и интонацию.
Метод shadowing подходит как для работы с озвученными текстами экзаменационного задания №1, так и для работы с аудиоматериалами из учебного курса, аудиокнигами, подкастами, новостными репортажами и вырезками из кино.
Применяйте метод shadowing с отрывками, содержащими перечисления, усиление смысловой нагрузки, сложные предложения, сравнительные конструкции, связную речь, а также любые другие фрагменты, которые вызывают у вас интерес или трудности.
Работайте со скороговорками (Tongue Twisters). С помощью скороговорок вы проработаете произношение отдельных звуков и труднопроизносимых комбинаций. Начинайте медленно, разбивая скороговорку на части, затем ускоряйтесь и удлиняйте скороговорку по мере нарастания уверенности. Лучше всего найти озвученные скороговорки, чтобы у вас был образец для сравнения.
- Примеры скороговорок на звуки /w/ и /v/:
We went to Wally’s volleyball event under the village’s wilted willow, with victory in mind. Wally would win the volley versus Vinny.
Which is worse verse — Wendy's verse or Wayne's verse? - Примеры скороговорок на звуки /θ/ и /ð/:
The thirty thousand thirsty snakes thirstily drank three thousand lakes.
These are those things.
Читайте вслух с записью. Читайте тренировочные тексты вслух, записывая себя на диктофон, а затем сравнивайте свою аудиозапись с образцом или просите преподавателя оценить. Если образца нет, вы можете его сгенерировать с помощью ИИ. Приведем примеры таких text-to-speech инструментов: Natural Readers, Eleven Labs, Luv Voice. Результат озвучки текста не всегда идеален, но звучит достаточно естественно.
Слушайте носителей. Слушайте носителей языка, обращайте внимание на мелодику разных типов предложений и пытайтесь имитировать их произношение и интонацию. Чем больше вы будете погружать себя в английскую речь, тем привычнее будет ее мелодика, и тем естественнее вы начнете звучать. Аудиокниги и документальное, научно-популярное кино идеально подойдут для подготовки к ЕГЭ. Во-первых, они имеют повествовательный тон, который ожидается от экзаменуемого, и вы сможете перенять его. Во-вторых, они познакомят вас с лексикой, которая может встретиться на экзамене. Также можно учиться на «голосе рассказчика», слушая аудиокниги и новости. Полезным будет и прослушивание подкастов.
Практикуйтесь на текстах научно-популярного стиля. Для практики подойдет чтение вслух научно-популярных статей и новостей. Подборка сайтов, где тексты озвучены носителями с американским акцентом:
- English News in Levels (рекомендуемые уровни — 2 и 3);
- Breaking News English — Multi-Speed Listening (рекомендуемая скорость — Medium);
- Deep English (рекомендуемая скорость — Normal);
- Engoo Daily News (озвучено ИИ).
Используйте онлайн-словари с озвучкой. Проверяйте произношение незнакомых слов в словарях Cambridge Dictionary и Oxford Learner's Dictionaries: они имеют и озвучку в двух акцентах, и транскрипцию. Даже если вы догадываетесь о произношении слова или в русском языке есть похожее слово, не поленитесь и проверьте произношение — оно может отличаться, например, hormone /hɔː.məʊn/, collagen /kɒl.ə.dʒən/. Ведите список новых слов, научной лексики, труднопроизносимых слов и слов, в которых вы допускаете ошибки, чтобы повторять их произношение.
Стратегия выполнения задания на экзамене
За 3—4 месяца до экзамена установите временные рамки для подготовки. Прочитайте вслух отрывок научно-популярного текста размером 130—180 слов, как на экзамене. Выделите 1,5 минуты на подготовку и 1,5 минуты на выполнение задания. Далее действуйте по следующему алгоритму:
- Во время подготовки внимательно прочтите текст, чтобы определить:
- общий смысл текста;
- логическое и смысловое ударение в отдельных предложениях;
- паузацию, деление на фразы и знаки препинания;
- перечисления;
- интонацию в отдельных предложениях;
- трудные слова и проговорить их;
- слова, которые будут связаны в потоке речи.
- Во время выполнения задания читайте в спокойном темпе и не торопитесь.
- Старайтесь читать плавно, связывая слова в потоке речи.
Описанная стратегия поможет настроиться на выполнение задания, снизить стресс и, как следствие, звучать уверенно и естественно.
Кроме того, необходимо быть готовым к тому, что вы будете сдавать устную часть ЕГЭ одновременно с несколькими другими школьниками. Тренировка задания №1 в шумных местах поможет научиться борьбе с волнением.
Знание стратегий выполнения заданий важно для всех частей ЕГЭ. Перенять их можно у опытного наставника, который который знает все тонкости и подводные камни экзамена. Начните заниматься в «Инглекс» — на курсе «Подготовка к ЕГЭ» преподаватель поможет вам отработать эффективные стратегии выполнения каждого задания и объяснит правила, в том числе артикуляцию сложных звуков. Также вы разберетесь в критериях оценивания, поймете, как распределять время и силы на экзамене и повысите общий уровень владения языком. Записывайтесь на бесплатный первый урок, чтобы начать подготовку к ЕГЭ по английскому языку и стать ближе к желаемому результату.