Печать

Как навсегда забыть о том, что с ребенком нужно делать домашнее задание

Опубликовано: 22.09.2025

Почему детям сложно делать домашние задания и как справиться с трудностями.

Многим семьям знакома ситуация, когда ребенок не хочет делать домашнее задание или не может выполнить его самостоятельно. Чтобы избежать плохих оценок, родители тратят целый вечер на объяснения, но часто так и не добиваются результата. Вместе со старшим преподавателем детско-подросткового направления «Инглекс» Дарьей Почтаренко разбираемся, почему детям тяжело дается домашняя работа по английскому, и рассказываем, как перестать делать уроки вместе с ребенком.

Почему детям сложно выполнять домашние задания

Важно понимать, что проблемы с домашним заданием необязательно возникают из-за лени или безответственности со стороны ребенка. Рассмотрим несколько факторов, которые негативно влияют на школьников.

Высокая сложность образовательной программы. Преподаватели в школах вынуждены придерживаться интенсивного и перегруженного информацией учебного плана. Поэтому детям не хватает времени на то, чтобы понять и усвоить материал. Особенно сложно многим дается грамматика. Из-за пробелов в знаниях даже легкие упражнения на закрепления времен кажутся невыполнимыми.

Психологическое давление. Родители и учителя могут требовать от школьника хороших оценок, не учитывая его способности и уровень знаний. Ребенок невольно оказывается в ситуации, когда выполнить домашнюю работу и получить пятерку нужно любой ценой. Это может привести к страху ошибок, стрессу и потере уверенности в себе.

Отсутствие желания и мотивации. Когда ребенка заставляют делать то, что ему не нравится, он начинает сопротивляться. Например, дополнительные занятия английским не принесут результата, если отсутствуют мотивация и личный интерес. В таких случаях отказ от выполнения домашней работы — не лень, а попытка защитить личные границы и выразить несогласие с принуждением.

Нажимая «Получить», вы принимаете условия политики конфиденциальности
и подписываетесь на рассылку «Заряжаемся английским»

Можно ли обойтись без домашней работы

Домашнее задание — это не дополнительная нагрузка, а важная составляющая в изучении английского. Регулярные упражнения, которые ребенок выполняет самостоятельно, помогают закрепить материал и довести использование грамматических правил и слов до автоматизма. Без этого этапа знания остаются поверхностными, и ребенок быстро забывает даже то, что хорошо понимал на занятии.

Однако домашняя работа не должна быть тяжелым испытанием для ребенка. Хорошее задание будет:

  • небольшим — выполнение такого задания занимает примерно 15-20 минут;
  • понятным — задание помогает в повторении уже пройденного материала и соответствует уровню знаний ребенка;
  • интересным — разнообразить учебу могут игры, проекты и творческие задания.

Подробнее об этом читайте в статье «Почему без домашних заданий вы будете учить язык в два раза дольше» — вы узнаете, зачем отрабатывать пройденный материал самостоятельно, можно ли обойтись без домашних заданий и когда лучше их выполнять.

Инструкция для родителей: как перестать делать домашнюю работу вместе с ребенком

Родитель — это не репетитор по английскому. Помогать важно, но если выполнять домашние задания за ребенка или контролировать каждую написанную букву, он ничему не научится. Делимся небольшой инструкцией для родителей, которые хотят развить в ребенке самостоятельность.

1. Разделите зоны ответственности. Задача родителей — создать комфортные условия для обучения: обеспечить удобное рабочее место, необходимые материалы и эмоциональную поддержку. При этом выполнение домашних заданий должно быть зоной ответственности ребенка. Если школьник не любит делать уроки, ленится или откладывает их на потом, нужно дать ему столкнуться с последствиями, например, получить плохую оценку. Такой жизненный опыт поможет ребенку понять, что успехи в учебе напрямую зависят от его усилий.

2. Доверьтесь профессионалам. Когда школьник учит английский с репетитором или на специальных курсах, не стоит вмешиваться. Постоянный контроль подрывает авторитет педагога, приводит к ссорам и не дает ребенку достигать успехов в учебе. Достаточно интересоваться прогрессом каждые 2-3 месяца. Задача профессионала — помочь ребенку учить язык в подходящем темпе и комфортной атмосфере. Доверие к преподавателю позволяет родителям снизить нагрузку, а ребенку — развить самостоятельность и уверенность в своих силах.

3. Станьте для ребенка союзником. Родитель в первую очередь должен быть опорой для своего ребенка. Чтобы достичь взаимопонимания, нужно разговаривать. Например, спросить, действительно ли ребенку нужна помощь, или узнать, хочет ли он записаться на дополнительные занятия по английскому. Если школьнику не хватает самостоятельности, можно помочь ему организовать рабочее место или составить расписание. Важно не делать все за ребенка. Цель такого подхода — дать инструменты, а не решить проблему вместо него.

Когда ребенку тяжело справиться с домашней работой по английскому, у родителей появляется естественное желание помочь. Однако такой подход может привести к ссорам, чрезмерному контролю и отсутствию самостоятельности у школьника.

В статье мы поделились инструкцией для родителей, которая поможет правильно распределить роли:

  1. Разделите зоны ответственности — родитель создает комфортную и безопасную среду для обучения, а ребенок отвечает за выполнение домашней работы;
  2. Доверьтесь профессионалам — запишите ребенка на курсы английского или обратитесь к репетитору. Опытный педагог поможет повысить успеваемость и закрыть пробелы в знаниях;
  3. Станьте для ребенка союзником — разговаривайте, интересуйтесь успехами и предлагайте помощь, когда это действительно нужно. Не пытайтесь решить все проблемы за ребенка.
© 2025 englex.ru, копирование материалов возможно только при указании прямой активной ссылки на первоисточник.
Печать