Преподаватель рассказала, зачем продолжает заниматься английским и для чего регулярно сдает экзамены.
Меня зовут Анна, я сотрудничаю со школой «Инглекс» в качестве преподавателя английского языка. Начала учить язык с раннего возраста и всегда хотела его преподавать — настолько он меня заколдовал.
Став преподавателем, я решила дополнительно учиться и сдавать экзамены, чтобы подтверждать свою квалификацию и быть в тонусе. Без тренировки какие-то вещи могут забываться, а таким образом я могу актуализировать свои знания. Кроме того, иногда полезно покидать зону комфорта и оказываться на месте студента, потому что они тоже часто сдают экзамены или проходят квалификационные проверки.
Английский язык — это часть моей жизни, не только рабочей, но и личной. Я смотрю фильмы и читаю книги на английском, узнаю из англоязычных источников новости об известных людях и так далее. Мне очень интересны материалы в оригинале, потому что перевод не всегда точно передает суть, которую хотят нам донести люди.
Экзамен для меня — всегда что-то интересное
Я решила сдавать «Лингвотест» по нескольким причинам. Во-первых, я хочу повысить квалификацию. Во-вторых, «Лингвотест» сдается в России — не нужно ехать за границу, чтобы подтвердить уровень владения языком. В-третьих, мне было любопытно, что это такое и чем отличается от международных экзаменов. Я люблю учиться, и любой экзамен для меня — всегда что-то интересное. Мне хочется изучить его, чтобы попробовать на себе и потом рассказать своим студентам или коллегам.
«Лингвотест» представлен в двух вариантах: академическом и бизнес. Я сдавала академический, потому что это более подходящий для моей работы раздел. Экзамен сдавала очно в Москве, в компьютерном формате.
Готовилась самостоятельно и с преподавателем
Поскольку я преподаватель, у меня достаточно высокий уровень владения английским, и главной задачей было отработать формат экзамена. Подготовка заняла около пяти месяцев. Сначала я занималась самостоятельно, потому что некоторые части могла разобрать сама. Например, аудирование, чтение — это для меня несложно. Если бы я была студентом, скорее всего, было бы труднее.
К преподавателю обратилась для того, чтобы тренировать устную и письменную часть. Здесь важен фидбэк, взгляд со стороны, потому что самому себя сложно объективно оценить. Занималась у своей коллеги в «Инглекс». Я сразу озвучила свои предпочтения относительно подготовки. Мне не нужно было ни чтения, ни аудирования, я не хотела на этом концентрироваться, потому что могла разобраться сама. С преподавателем мы разбирали структуру экзамена и отрабатывали задания устной и письменной части. Дополнительно я продолжала заниматься самостоятельно.
Я распределяла подготовку на неделю: например, в один день аудирование, во второй — чтение, в третий — домашнее задание. Обычно это была письменная часть, потому что мне важно было каждому уроку что-то писать. На четвертый или на пятый день я встречалась с преподавателем. На уроках мы занимались устной частью и могли обсудить какие-то сложные моменты из письменной. Но в основном мы именно общались, я получала понимание того, как распределять время на экзамене. Очень важно построить ответ правильно, чтобы не попасть в ситуацию, когда ты за 30 секунд все рассказал, а потом молчишь. Это тоже оценивается в устной части.
Мне было очень комфортно учиться. Преподаватель прислушивался к тому, что мне нужно от занятий, мы выстроили систему подготовки. Я получала подробную обратную связь по своей работе.
Как проходил экзамен
«Лингвотест» можно сдавать дистанционно из дома или очно в экзаменационном центре в Москве. Я живу недалеко от Москвы и уже ездила туда сдавать TKT, когда училась в университете. Поэтому выбрала второй вариант: подумала, что если что-то пойдет не так, пусть это будет на их стороне. Было бы обидно провалить попытку из-за неполадок с интернетом.
С точки зрения организации все очень здорово. На этапе регистрации и оплаты организаторы были со мной на связи по электронной почте, быстро отвечали на все вопросы. Так получилось, что сначала я зарегистрировалась на одну дату, а потом поняла, что хочу больше времени на подготовку. Написала организаторам, и они перенесли мою оплату. Не было никаких проблем, меня только поблагодарили, что я предупредила о переносе даты заранее. Перед экзаменом прислали напоминание и подробную информацию о том, когда, в какое время и в каком кабинете состоится тестирование.
Экзамен начался вовремя, нас быстро зарегистрировали, и мы расселись за столы. У каждого — своя парта, ноутбук. Нам рассказали, как заходить в личный кабинет, дали всю организационную информацию. Если у кого-то появлялись вопросы, к нему подходили организаторы и отвечали.
Не совсем удобно устроена только сдача устной части: ее сдают 10 человек одновременно в одном кабинете. У нас был компьютерный вариант, все надевали наушники и записывали свои ответы. Это некомфортный момент, потому что когда все одновременно записываются, возникает шум. Из-за этого я растерялась и не сразу смогла сосредоточиться. Понимаю, что это сложно организовать: каждого в отдельную аудиторию не посадишь, а если запускать по одному, получится слишком долго. Но все-таки считаю, что шум препятствует сдаче экзамена.
Но был и плюс: нашу группу разделили на две части, и так как я приехала из другого города, меня запустили в первой десятке. Поэтому я смогла закончить раньше и пойти по своим делам. Сама система работает хорошо, видимо, ее заранее протестировали.
Советы тем, кто готовится к «Лингвотесту»
В первую очередь важно понимать свой уровень владения языком. Если он невысокий, нужно работать не только с экзаменом, но и с языком. Если уровень высокий, то главное — тренировать сам формат и, возможно, пополнять словарный запас терминами, которые не так часто используются в повседневной речи.
Считаю очень важным готовиться не только с преподавателем, но и самостоятельно.
Да, мы доверяем преподавателю, но на нас тоже есть ответственность за процесс обучения и результат. Поэтому стоит контролировать ситуацию: следить за своими успехами, а если возникают какие-то затыки, сразу их прорабатывать. Всегда можно сказать преподавателю о своих пожеланиях, предложить сфокусироваться на том, что вам сейчас важно. Возможно, я рассуждаю как преподаватель, но думаю, что осознанный студент может оценить самого себя и решить, что для него важнее.
В целом при подготовке стоит быть любопытным, следить за обновлением материалов, использовать разные источники, смотреть вебинары, которые дают организаторы. То есть важно не только заниматься с преподавателем — что он сказал, то я и знаю. Всегда нужно искать что-то еще, узнавать новое, и, возможно, потом обсуждать это на уроках.
Основная сложность «Лингвотеста» заключается в том, что пока нет критериев того, как его оценивают. Уже понятны задания, уже есть тренировочные тесты, но конкретных критериев нет. И получается, пока что и студентам, и преподавателям нужно додумывать, что примерно может быть, по аналогии с международными экзаменами. Например, у кембриджских экзаменов есть конкретные критерии, как оценивается каждое задание. По ним можно свериться и понять, на какие примерно баллы рассчитывать. Система очень прозрачная, и мне кажется, что это один из ключевых факторов для подготовки.
Думаю, со временем «Лингвотест» будет совершенствоваться, появятся более понятные и подробные критерии и материалы для подготовки. Организаторы работают над этим: после экзамена мне прислали анкету с вопросами, как прошел экзамен, какие у меня впечатления, пожелания.
Почему результат — не главное
Я получила балл ниже, чем хотела и ожидала. Как преподаватель и как человек, который берет ответственность на себя, я стала думать, что недостаточно хорошо подготовилась. Но, когда получаете результат, важно осознавать, что это лишь один взгляд на ваш уровень знаний. Результат экзамена зависит от многих факторов, а не только от наличия или отсутствия знаний. Играет роль формат, оценивание, даже ситуации, которые происходят во время экзамена. И в том числе из-за этого я решила сдать еще один экзамен, где более прозрачные критерии оценивания и большее количество материалов для подготовки. Мне важно понять, сдам ли я лучше, если у меня будет больше возможностей и понимание критериев.
Это можно сравнить с походом к врачу. Если у вас какая-то серьезная проблема со здоровьем, вы идете сначала к одному специалисту, а потом к другому и, возможно, к третьему, чтобы удостовериться, действительно ли все так, или это просто какой-то субъективный взгляд. Поэтому, если вы не совсем довольны результатом, попробуйте другие варианты.
Сейчас я готовлюсь к международному экзамену. В Москве можно сдать Mock test — пробный экзамен, это хороший вариант для тех, кому не совсем комфортно ехать за границу. Понятно, что по его результатам я не получу официальный документ, но мне интересно сделать это для себя. У меня нет желания переезжать за границу и я пока не собираюсь работать в международной компании, поэтому мне не требуется сертификат. Но благодаря пробнику я смогу сделать вывод о том, как улучшились мои результаты, посмотреть на свои знания под другим углом.
Я не жалею, что попробовала сдать «Лингвотест» — есть свой смак в том, чтобы быть среди первопроходцев. Также этот опыт дает понимание того, как интенсивно к чему-то подготовиться. Бывает, что вы идете со студентом по курсу, а потом вдруг у него собеседование или же он решает сдать экзамен. И преподаватель, который имеет такой опыт, может помочь. К тому же сертификат экзамена бессрочный — это плюс для тех, кому подтверждение уровня нужно для работы или учебы.

Анастасия
Для отработки говорения мы использовали официальные тесты, выпущенные Высшей Школой Экономики, а затем я переделывала тесты от CAE и CPE под нужный формат и искала дополнительные материалы по последней части говорения, где нужно описать и проанализировать графики, и прописывала задания самостоятельно, стараясь сделать их максимально приближенными к формату экзамена. Мы создали список фраз, которые можно использовать в зависимости от задания — например, какие вводные или соединительные фразы подойдут при задании «проанализируйте» и т.п., и старались использовать их, чтобы речь звучала более весомо и не ограничивалась стандартными короткими фразами. Мы также старались проанализировать выполненные задания speaking — как можно было бы ввернуть более высокоуровневые фразы или грамматику (такую как cleft sentences или inversion). За счет отличных языковых знаний и навыков, уроки проходили быстро и интересно. Работать с человеком, который любит английский, как Анна, всегда очень приятно.