Печать

Английский в совершенстве — это абсолютный бред

Опубликовано: 06.03.2023

Ведущий методист и преподаватель «Инглекс» Виктория Кодак рассказала, как отслеживать прогресс в обучении, почему невозможно выучить английский в совершенстве, зачем знать все времена и почему не нужно читать Шекспира.

Английский в совершенстве — это абсолютный бред

Виктория Кодак преподает английский язык и руководит методическим отделом в «Инглекс». Одна из основных задач отдела — составлять и внедрять учебные материалы для студентов школы. В одном из выпусков нашего подкаста Виктория ответила на самые популярные вопросы читателей нашего блога и подписчиков «Инглекс» в социальных сетях.

Изучение языка

Уровни английского языка и сроки обучения. При должном изучении языка начальный уровень — Beginner, Elementary или Pre-Intermediate — можно освоить примерно за девять месяцев. Для этого нужно заниматься с преподавателем 2—3 раза в неделю минимум по часу и плодотворно работать самостоятельно. Если мы говорим об уровнях от среднего (Intermediate) и выше, то освоение каждого займет не менее года.

Не стоит надеяться, что вы пройдете уровень, к примеру, за четыре месяца. Такое возможно только на уровне Beginner, если человек очень стремится его освоить.

У меня был ученик, которому нужно было подготовиться к сдаче экзамена для поступления в институт. У него было всего полтора месяца и практически никаких знаний. Мы делали все, что могли, проходили по одной теме за урок. Он занимался почти каждый день. Времени на отработку не было, поэтому мы брали новые и новые темы. В итоге через полтора месяца он не смог сложить эти знания в единую картину.

Также не стоит затягивать обучение на годы. Стандартные цифры по прохождению уровня — от 80 до 120 часов аудиторной работы. Если брать в среднем 100 часов — это 50 недель на один уровень при качественной работе с преподавателем, посещении занятий без пропусков и выполнении домашнего задания. Если вы начинаете с Elementary и хотите достичь Upper-Intermediate, вам понадобится примерно четыре года.

Суть коммуникативного подхода. Многие считают, что в языке важен только навык устной речи. Это мнение исходит из неправильного понимания сути коммуникативного подхода как методики, направленной только на развитие разговорного языка. Коммуникативный подход — это изучение всех 4 языковых навыков и выведение их на практике в речь. Вы учите новую грамматику, лексику, работаете с аудированием, читаете текст и сразу тренируете это в устной речи.

Коммуникативный подход — это не про поговорить, а про проговорить. Его цель заключается в том, чтобы вы, изучая язык, смогли на нем общаться. Достигается это путем работы над всеми навыками и разделами языка, такими как грамматика, вокабуляр и другими.

Как отслеживать прогресс в обучении. Сначала нужно понять, о каком уровне идет речь. На среднем в какой-то момент наступает эффект плато, и человеку кажется, что он никуда не движется. На самом деле не так — он просто не видит результатов. В этой ситуации необходимо создать себе определенные виды деятельности, в которых результат будет заметен: сдать экзамен, поговорить с носителем, поехать в путешествие. Это поможет увидеть прогресс.

Если же мы говорим про начальный уровень, важно определиться с целями. У вас должна быть одна большая цель, реальная и достижимая. Например, вы хотите суметь что-то сделать: поговорить, написать, послушать, выступить. Определите, к чему вы должны прийти, затем поставьте себе промежуточные цели. Поощряйте себя по достижении каждой маленькой цели, будь то 10 слов, выученные за неделю, или прослушанный ролик.

Ставьте себе галочку — это называется авторизацией результата. Так мозг понимает, что все не зря, и выделяет необходимый объем энергии для продолжения.

Не забывайте и о том, что мы всегда противимся новому, поэтому приходится себя заставлять. Это дается легче, если у вас есть преподаватель — он станет дополнительным мотиватором и сориентирует вас на пути к цели.

У нас есть два вебинара: «Как начать учить английский» и «Как учить английский на среднем уровне». Во втором как раз говорится об эффекте плато. Если вас настигла эта ситуация, посмотрите, как с ней бороться.

Кому не дано выучить английский. В моей практике было несколько случаев, когда было действительно тяжело: что бы мы ни учили, все забывалось, и это длилось месяцами. Складывалось впечатление, что у людей просто не работала долговременная память, и им приходилось прикладывать больше усилий. Я работала с такими студентами не один год, мы двигались очень маленькими шагами. В итоге они перестали учить английский, видимо, потеряв надежду, что что-то получится. Но таких людей мало.

Нужно ли стремиться к идеальному произношению. Изучение языка преследуют одну главную цель — коммуникацию. Вы должны быть понятыми и понять, что вам говорят. Если из-за вашего произношения собеседник вас не понимает, это мешает коммуникации. Если же ваше произношение не мешает собеседнику вас понимать, то все хорошо.

Английский в совершенстве. Есть одно ужасное выражение «я знаю английский в совершенстве». Это бред. Никто не знает английский в совершенстве, даже носители языка. У всех есть свои проблемы и шероховатости. Оставьте этот перфекционизм и просто добивайтесь той цели, которая нужна вам.

Реально ли выучить язык в вузе. Зависит от специальности. Если это техническое направление, то нет. Здесь можно освоить что-то необходимое для своей специальности, но вряд ли получится полноценно выучить язык.

Если специальность связана с английским языком, то выучить язык можно как на лингвистическом, так и на педагогическом направлениях. Но, конечно, все зависит от количества часов, которые отводятся на английский язык, и от того, как много вы практикуетесь.

Добавлю, что вузовский английский не сильно прокачивает языковую базу. Для специальностей преподавательского и языкового характера я рекомендую параллельно с обучением в вузе подготовиться к международному экзамену. Вместе с теорией, которую вы учите, это даст вам хорошую базу языка.

Главная проблема изучающих язык. Мы привыкли в русском следовать жестким правилам, например «ЖИ-ШИ пиши с буквой И», и пытаемся то же самое найти в английском. Но там такого нет, и это просто нужно принять.

В какой-то момент мы пытаемся постичь истину: всегда ли так будет или никогда? В английском нет «всегда» и «никогда», на каждое правило найдется исключение.

Про учебники английского на английском. Когда вы сдвинетесь с начального уровня, вы будете учить язык по пособиям на английском, поэтому вам нужно выучить лексику, которая используется в инструкциях. Это примерно десяток фраз, которые вы постоянно будете встречать в описании к заданиям, например, fill, complete, match.

Если вам необходимо объяснение на русском, можете взять самоучитель. Кроме того, есть грамматические книги известных авторов. Например, первая и вторая книги пособия Grammarway есть в русском переводе, а также Round-Up для начальных уровней. Но вам так или иначе придется привыкать к формулировкам англоязычных ресурсов.

Грамматика и лексика

Почему в английском 12 времен. Глядя на английский, мы искренне ужасаемся: почему так много времен? У нас же только настоящее, прошедшее и будущее, а здесь в чем дело? В русском языке мы передаем всевозможные аспекты глагола формами совершенного и несовершенного вида, у нас есть причастия и деепричастия. В английском придумали схему, в которой сочетаются три временных формы — Present (настоящее), Past (прошедшее) и Future (будущее), а также четыре аспекта, которые характеризуют действие, — Simple (простой), Continuous (длительный), Perfect (совершенный) и Perfect Continuous (совершенный длительный). Их различные комбинации способны отразить все, что говорят носители.

У меня есть бесплатный вебинар «Система времен английского языка», на котором я подробно рассказываю, как понять систему и запомнить аспекты каждого времени. Еще примерно раз в год мы проводим интенсив «Все времена английского в одном курсе».

Зачем учить столько времен, если сами нейтивы используют всего несколько. Я бы очень хотела узнать, кто пустил эту утку. Нейтивы пользуются всеми временами. Кто утверждает, что это не так, возможно, просто не слышит других времен, не знает их. Безусловно, какие-то используются чаще, а какие-то слышны реже, потому что у них узкая сфера употребления.

На самом деле времена со страшными названиями — Future Perfect Continuous, Past Perfect Continuous — в употреблении очень легкие, потому что у них по одной функции. Нужно просто их запомнить. Вы не говорите каждый день предложения типа «К завтрашнему дню я проработаю в этой компании 10 лет» или «В 2025 году мои родители будут женаты 50 лет». В этом смысле Present Simple гораздо сложнее, поэтому его изучают на всех уровнях — от Elementary до Upper-Intermediate. С каждым уровнем добавляются новые контексты и функции его употребления.

Для чего в английском нужны артикли. Это философский вопрос. Артикли — одна из самых сложных тем в английском языке. В русском определенность и неопределенность выражаются через совершенный и несовершенный вид глагола, указательные местоимения «этот», «это», слово «один», порядок слов в предложении, падежи. В английском это выражают через артикли.

Есть хорошая новость: в английском нет ни мужского, ни женского рода. И это компенсирует наши страдания от артиклей.

Зачем учить фразовые глаголы. Фразовый глагол — это глагол с предлогом. Например, come — это «приходить», а come up with — «подкинуть идею». Это нелогично, поэтому значения таких глаголов приходится учить наизусть.

Если вы встретили в тексте фразовый глагол, учите его в значении, в котором он использован в тексте. Не нужно открывать словарь и пытаться запомнить бесконечный список значений. Берите пособия, в которых фразовые глаголы представлены в контексте.

Темы, в которых студенты часто допускают ошибки. На начальном уровне при использовании Present Simple многие забывают об окончании -s в глаголах с местоимениями he, she, it. Нужно доучить английский язык до такого момента, чтобы сочетание he work вам казалось диким. То же самое с do/does, don’t/doesn’t.

И, конечно, глагол to be. Я встречала много студентов, которые пришли ко мне уже на высоком уровне, но у них был большой провал в базовых знаниях. Они могли хорошо говорить, но ошибались в самых элементарных вещах: you is, he are или стандартное I’m work. Я много лет с этим борюсь и даже в какой-то момент создала таблицу, которая помогает понять, когда мы используем to be в Present Simple, а когда — смысловой глагол.

Present Simple

Бывают проблемы с временами. Например, студентам сложно понять Present Perfect. Когда же они его осваивают, начинают ставить в каждом предложении.

В артиклях спотыкаются всегда, фразовые глаголы — это тоже сложно. Еще возникают проблемы с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными, потому что в русском языке они одни, а в английском другие, например: advice (совет) — в русском считаем, а в английском нет.

Еще я бы назвала инфинитив и герундий. Это тема, где нет четких правил: при встрече с новым глаголом вам нужно лезть в словарь и смотреть, как он используется. Нет объяснений ни по значению, ни по формулировкам, ни по количеству букв в слове — это узнается по мере изучения языка.

И еще одна сложная тема — косвенные вопросы, даже на высоких уровнях многие ошибаются. Потому что вы учите, что вопросы задаются с помощью инвертированного порядка слов. Когда мы задаем вопросы из серии Could you tell me… или Do you know…, вопрос уже задан в первой части, дальше должен быть прямой порядок слов, как в утвердительном предложении.

Про идиомы. Никто не говорит одними идиомами — достаточно сравнить с русским языком. Не нужно включать идиомы в каждое предложение и считать, что так вы звучите круто. Лучше выучить фразовые глаголы и научиться базово использовать язык в целом. На уровне Intermediate с хорошей грамматикой, с хорошим словарным запасом вы уже сможете спокойно общаться, пусть и не на все темы. Идиомы полезно иметь в пассивном запасе: услышал или прочитал — понял.

Аудирование и чтение

Что делать, если не улавливаешь речь на слух. Listening — один из самых сложных навыков, потому что мозг находится в невероятной нагрузке декодирования информации. Когда вы учите английский, вы чаще всего учите слова в изоляции: открываете словарь, смотрите, слушаете. Но слово, которое написано в словаре, редко будет так же произноситься в потоке речи — многое зависит от связности, ударений, ритмики языка. Например, произношение слова daughter в речи может отличаться от того, как оно дано в словаре, короткие слова чаще всего обрезаются до нескольких звуков. Только с изучением языка приходит понимание, как разделять бесконечный поток речи на части.

Не забывайте еще про культурологические аспекты: в каких-то сериалах могут быть реалии, понятные только жителям этих стран из исторического или литературного контекста, о которых мы просто не знаем.

Все эти сложности можно преодолеть, если вы будете развивать Listening по стандартному алгоритму:

  1. Выберите кусочек аудио или видео и послушайте его.
  2. Прочитайте скрипт того, что вы послушали, посмотрите незнакомые вам слова в словаре.
  3. Слушайте и одновременно читайте текст.
  4. Уберите скрипт и еще раз послушайте запись.
Просто фоновое прослушивание не имеет никакого обучающего эффекта, вы не начнете понимать на слух, если не будете изучать грамматику и слова.

Я открыл Шекспира и ничего не понял. А зачем вам Шекспир? Из любопытства или для изучения языка? Шекспир не наполнит ваш язык ни современной лексикой, ни формулировками. Разве что для удовольствия можно посмотреть на тот набор слов.

Начинать чтение нужно с адаптированной литературы: вы даете мозгу и то, что он знает, и немножечко новой информации. У каждого известного издательства, будь то Oxford или Penguin, есть свои серии адаптированных книг: Oxford Bookworms, Penguin Readers. Вы подбираете книги себе по уровню и читаете их. Для этого воспользуйтесь правилом 5 пальцев: выберите абзац из книги, сожмите кулак и разжимайте по одному пальцу на каждое непонятное слово. Если слов больше 5, возьмите другую книгу.

При чтении не лезьте в словарь за каждым словом, это будет не чтение, а мучение. Смотреть нужно только те слова, которые вызывают сложности с пониманием сюжета. Если без знания какого-то слова вы теряете суть повествования, то обратитесь к словарю. Если это просто какое-то описание, пропустите его, идите дальше. Если вы понимаете, что книга очень сложная для вас, возьмите уровнем ниже.

В нашей статье «Какие книги читать на английском» есть список литературы для разных уровней. Рекомендую вам ознакомиться с ним и выбрать подходящую книгу. В моем вебинаре «Как начать учить английский» я давала список ресурсов для чтения и прослушивания начинающим.

Варианты английского

Британский vs американский английский. Нужно понимать, для чего вы учите язык, где вы будете его использовать. Если вы собираетесь в Америку, сделайте акцент на американском варианте английского, если собираетесь жить в Британии — на британском. Если вы никуда не переезжаете, это не имеет значения. Между двумя вариантами английского есть лишь несущественные различия в лексике и грамматике, например: грузовик — lorry (BrE) и truck (AmE), конструкции I have (BrE) и I have got (AmE).

Какой вариант английского самый сложный. Не могу сказать конкретно, какой сложнее: британский, австралийский или канадский. Например, жители Канады могут опускать букву h, и в итоге фраза I had звучит как [aɪæd], могут сокращать дифтонги. Когда человек об этом не знает, это сложно понять. Если мы говорим про британский английский, они склеивают слова: I don’t know может звучать как [aɪ dəˈnə]. Еще британцы произносят face как [faɪs] и могут трансформировать межзубные звуки [θ] и [ð] в [f].

В австралийском английском свои сложности. Австралийцы часто сокращают слова, например, наречие originally звучит как [ˈɔːʤɪnəli]. Также могут по-своему проговаривать звуки: как в меме, где солдат произносит слово day [deɪ] — «день» как die [daɪ] — «умереть».

meme

Здесь мы снова возвращаемся к основной мысли: вам нужно понять, для чего вы учите английский, в какой сфере будете его применять. Если вы куда-то приехали и у вас возникли сложности с восприятием или изложением своих мыслей, не расстраивайтесь. Находясь в стране какое-то время, вы привыкнете и сумеете адаптироваться.

Если вы хотите задать вопрос об изучении английского, пишите на наш электронный адрес podcasts@englex.ru или в социальных сетях. Методисты и преподаватели «Инглекс» дадут полезные советы, поделятся лайфхаками и расскажут о тонкостях языка.
© 2024 englex.ru, копирование материалов возможно только при указании прямой активной ссылки на первоисточник.
Печать