Школа «Инглекс» — история людей, влюбленных в английский
Опубликовано: 02.07.2018
Не все читатели этого блога знают, что его создатели трудятся в онлайн-школе английского языка «Инглекс». А между тем 4 июля мы отмечаем свое семилетие! В этом возрасте все дети становятся первоклашками и запоминают такой долгожданный момент на долгие годы. Так и мы хотим, чтобы этот день вошел в историю, и вы наконец познакомились с теми людьми, которые вот уже 7 лет готовят для вас новые курсы, вебинары и статьи.
Основатели «Инглекс» Александра Сытник и Алексей Чемирис создавали школу не по каким-то чужим лекалам, копируя самое удачное и отметая неудачное. Они разработали такую систему, которая отвечала бы их собственным стандартам в образовании и действительно помогала людям выучить английский. Для этого нужно было собрать команду энтузиастов, которые обожают язык, отлично им владеют и умеют делиться знаниями с другими.
Чтобы рассказать вам, как все начиналось, мы взяли интервью у Александры и Алексея, а также у тех, кто давно работает в школе: главы методического отдела Виктории Кодак и руководителя отдела по работе с клиентами Татьяны Сафроновой.
Как мы начинали
Как пришла идея открыть школу, почему выбрали именно онлайн-формат?
Идея нашла нас сама. В 2009 году мы с Алексеем и Викторией решили сделать сайт engblog.ru для самостоятельного изучения английского языка. Это было нашим с Викторией хобби: мы хотели делиться теми знаниями, которые получили в университете. Спустя три года один из постоянных читателей спросил, сможем ли мы помочь ему с английским и дать консультацию по Скайпу. Тогда мы повесили на сайте скромный баннер с информацией об обучении, и уже через месяц у Виктории не осталось свободного времени для новых студентов.
Об офлайн-формате мы никогда не задумывались. Удаленный формат подходил нам по всем параметрам. К тому же это позволило начать с нуля, без каких либо финансовых вложений.
Есть ли у «Инглекс» глобальная миссия? Что бы вы хотели привнести в сферу образования и изучения иностранных языков?
Мы хотим, чтобы обучение полностью отвечало персональным целям учеников и сразу давало результат. Поэтому наша миссия вполне банальна — хотим обучать студентов быстро и точно. В современном мире преподаватель не может просто сидеть и читать учебник со студентом. На это просто нет времени, так как английский нужен здесь и сейчас. Программа обучения должна постоянно корректироваться под персональные особенности студента. Именно поэтому наш выбор — индивидуальное онлайн-обучение по самым современным материалам. Надеемся, наше видение будут разделять другие школы и частные репетиторы.
С чего вы начинали, какими были первые решения?
Я помню, как мы готовились к урокам с самым первым студентом. Искали по магазинам ширму, чтобы отгородить пространство в квартире Виктории. Нормальной ширмы не нашлось, и Виктории пришлось сделать небольшую перестановку. До сих пор обращаю внимание на ширмы в мебельных магазинах :-)
На самом деле, первые сложные решения были в процессе отбора преподавателей. Надо было сформировать критерии и не бояться отказывать тем, кто им не соответствовал. Кроме того, мы сразу сделали акцент на удобстве оплаты занятий. Приходилось постоянно связываться с разными биллинговыми сервисами (системы для осуществления онлайн-платежей), что-то менять на сайте, решать срочные проблемы, например, когда оплата зависала между банками. Слава богу, все это позади, ведь онлайн-коммерция за это время вышла на совершенно новый уровень.
Почему именно коммуникативная методика?
Потому что это самый действенный подход на сегодняшний день. Мы формулируем главный принцип как «обучение через общение». Ученики сразу начинают делать то, ради чего пришли на занятия — говорить на английском языке. Как в автошколе — теория теорией, но она бессмысленна, пока не сядешь за руль.
Основная идея этого подхода в обучении заключается в том, чтобы студент научился общаться в реальных жизненных ситуациях. То есть важна именно применимость языка, а не просто какие-то разрозненные теоретические знания. В нашей школе студенты учат грамматику, которая обязательно пригодится им в беседе, и пополняют свой словарный запас той лексикой, которая нужна для поддержания разговора на разные темы.
Сколько сотрудников было на старте?
Мы начинали втроем. За первые полгода у нас появилось 12 преподавателей. Сначала все делали сами: обрабатывали заявки на обучение, набирали и обучали преподавателей, продолжали писать статьи. Клиент-менеджеров наняли только спустя 9 месяцев после запуска, так как поняли, что у нас с Александрой не осталось ни одного выходного дня.
Когда вы начали работать с носителями из Великобритании и США? Как вы их выбирали?
В апреле 2013 года появился первый носитель языка, девушка Erinn из Флориды. До этого была попытка начать сотрудничество с парнем из Эдинбурга по имени Thomas, но он так и не приступил к работе. Думаю, это наша вина — замучили его своими методическими наставлениями.
Подбор носителей сильно отличается от подбора русскоговорящих преподавателей. Сначала кажется, что каждый из кандидатов — очень интеллигентный и образованный человек. Такая иллюзия создается благодаря их идеальному произношению, беглой речи, богатому словарному запасу (хотя и такое бывает не всегда). Нужно быть очень внимательным и объективным, чтобы не поддаться на эти чары и рассмотреть в носителе языка действительно хорошего преподавателя.
Первые студенты — помните ли вы их?
Да, я хорошо помню первых учеников. Одним из них был предприниматель Рестем, вводный урок с которым прошел не очень гладко — постоянно обрывалась видеосвязь. Я очень переживала, что из-за технических неполадок он не захочет дальше у нас учиться, но Рестем остался с «Инглекс» на 5 лет и прошел путь от уровня Beginner до Intermediate. Ему удалось пожить в Лондоне и Сиднее, где после наших занятий он мог спокойно изъясняться на английском.
С ученицей Мариной я занимаюсь вот уже 7 лет. Она пришла с уровнем Pre-Intermediate, в 2015 году сдала экзамен FCE, а теперь занимается по программе Advanced и планирует сдать CAE. Марина обожает иностранные языки и сейчас изучает еще и испанский. Если интересно, почитайте подробное интервью с Мариной.
Психолог Маргарита работала с космонавтами и составляла для них регулярный дайджест земных новостей. А еще у меня был студент Сергей, который представился мне как «диамантер» — оказалось, что он занимался оценкой бриллиантов.
Предлагаю ознакомиться также и с другими историями и отзывами наших студентов.
Как вы разрабатывали курсы, с каких начинали?
Сначала занимались по PDF-версиям учебников, которые мы с Викторией считали лучшими, исходя из нашего опыта преподавания офлайн. Затем к нашей команде присоединился сильный преподаватель-методист Екатерина. Она проживает в Италии, к тому времени у нее уже был богатый опыт преподавания по Скайпу и свой подход, который она предложила внедрить в школе. Мы перешли на формат рабочих файлов в Word, в которые вставляли вырезки из учебников. Так мы могли изменять порядок материалов из пособий, подгоняя их под онлайн-формат.
Расскажите о неудачах на старте и о том, как вы их преодолели.
На самом старте не можем припомнить неудач, но кое-чем поделимся. Первое время мы вели всю документацию в Excel. Пока студентов и уроков было не так много, это нас устраивало. Преподаватели отчитывались о каждом проведенном уроке по Скайпу, а мы вносили данные в таблицы. В конце месяца вручную подсчитывали зарплаты преподавателей. В конечном счете стало понятно, что такой учет требует слишком много ресурсов у клиент-менеджеров.
В сторону готовых CRM-решений мы никогда не смотрели, так как хотелось учесть сразу все. Написали техническое задание, нашли белорусскую команду для разработки. Через год ребята признали свое фиаско. Мы нашли московскую компанию, решили, что денег не жалко, лишь бы скорее увидеть результат. Еще через полгода от разработки отказались и они.
Пришлось идти в регионы, где наконец нам сделали то, что мы хотели. В общем процесс разработки нашего Личного кабинета занял более двух лет, и он не останавливается до сих пор. Только теперь у нас свой отдел разработки!
Как вы распределили зоны ответственности в управлении компанией между собой?
Мы всегда вместе принимаем стратегические решения и курируем отдел по работе с клиентами. Я по образованию филолог английского, поэтому в мои зоны ответственности входят задачи методического отдела, подбор преподавателей и работа над контентом. Алексей занимается техническим и маркетинговым направлениями деятельности компании.
Как мы росли
Как расширялась школа, формировались новые отделы?
За время существования мы успели сменить четыре офиса, каждый из которых был в два раза больше предыдущего. Долгое время в нашей команде помимо нас было два клиент-менеджера, один методист, один технический специалист и один контент-менеджер. 4 года назад у нас произошел резкий качественный рост, и мы стали расти на 10-15 человек в год. Сейчас у нас 8 отделов: клиентская поддержка, методический отдел, HR-, IT- и контент-отделы, отделы маркетинга и дизайна, администрация. Итого 48 человек. Удаленно у нас работают только преподаватели, остальные члены команды трудятся в офисе.
Когда вы начали вести блог и писать авторские книги?
Мы начали свой путь с контента, и он всегда был нашей сильной стороной. Статьи пишут наши авторы и преподаватели, затем тексты вычитывают редактор и методисты. Мы выпустили уже 4 авторских книги. Еженедельно выходит рассылка с нашими новыми статьями и новостями из мира английского. Подписывайтесь!
Как появились вебинары — клиентские и для преподавателей?
Идея проводить вебинары не нова. Это самый простой способ донести полезную информацию до большого количества человек. Свой первый вебинар «Как начать учить английский» мы провели в сентябре 2015 года. Готовились к нему полгода, в итоге он длился два с половиной часа :-) Затем сделали небольшой перерыв, чтобы пересмотреть подход. Теперь проводим по два вебинара в месяц для студентов и преподавателей, а длятся они уже полтора часа.
Когда появились разговорные клубы?
В начале 2018 года. Клубы — это лучшее дополнение к индивидуальным занятиям. Это возможность услышать речь другого преподавателя или носителя языка, пообщаться со студентами школы, потренировать язык в реальной ситуации. Если вы наш студент, но еще не были на клубе — срочно регистрируйтесь, это бесплатно!
Что представляет собой платформа для занятий?
Онлайн-класс — это главная новинка 2018 года. Мы запустили первую версию весной, сейчас активно дорабатываем ее и начинаем разработку второй версии. Сейчас Онлайн-класс — это платформа, полностью заменяющая программу Скайп: там проходят видео- и аудиозвонки (качество видео у нас лучше, чем в Скайп!) и работает текстовый чат. Большую часть интерфейса занимает поле для работы с учебными материалами. Преподаватель может загружать для студента любые файлы — как стандартные курсы школы, так и свои наработки. Это очень гибкая система, в которой преподаватель может полностью персонализировать материалы для обучения конкретного студента.
Самые трудные и веселые моменты
Можете ли вы вспомнить самые трудные моменты за всю историю школы?
Пожалуй, самым сложным периодом для нас, как и для многих россиян, стал конец 2014 — начало 2015 года. Из-за резкого скачка курса доллара нам пришлось почти в два раза увеличить стоимость обучения с носителями языка. Как следствие, нагрузка преподавателей-носителей сократилась, и нам даже пришлось расстаться с несколькими из них. За этим последовал сложный период в наборе русскоязычных преподавателей. Очевидно, наши соотечественники тоже пытались привыкнуть к новой экономической ситуации. К лету ситуация наконец стабилизировалась.
Самым сложным случаем в моем отделе был подбор преподавателя для одной студентки. Она долго перебирала разных учителей, мы провели 10 вводных уроков и уже почти отчаялись. Затем она прошла еще одно пробное занятие с преподавателем Юлией, после которого поняла, что наконец-то нашла именно своего преподавателя, с которым занимается уже полтора года.
Видеопример нашего вводного урока мы записывали чуть ли не месяц. Казалось бы, всего лишь семиминутное видео, а времени на него ушло так много. Тогда уроки по Скайпу для многих были в новинку, и надо было показать студентам, что их ждет на занятиях.
Для чистоты эксперимента записывали из разных мест: я из офиса, а Алексей — из дома. В комментариях над нами подшучивали, что это все постановочный урок — «какая-то семейная пара притворяется учеником и учителем и записывает все из соседних комнат». Мы посмеялись, конечно, и продолжили работать.
Какие заявки от клиентов были самыми необычными?
Я помню несколько нетипичных заявок. Некоторые студенты хотели выучить английский ради своего хобби: так один наш ученик рассуждал с преподавателем о рассказах Ричарда Бротигана, другой изучал астрономию и астрологию, а юная девушка на занятиях с носителем языка обсуждала новости из мира моды и шоу-бизнеса.
Другие покоряли английский ради своей работы: так профессор философии постигал вопросы о бытии, а предприниматель изучал виноделие на английском.
Однако самая нестандартная заявка поступила от юноши, который просил помочь ему «выжить в Лондоне», в котором он оказался без знания английского.
Помните ли вы какие-то забавные и веселые случаи из жизни офиса?
Сейчас мы снимаем просторный офис, в котором некоторое время назад размещался тренажерный зал. Как вы знаете, по вторникам в 20:00 мы проводим вебинары. Однажды во время вебинара к нам по пожарной лестнице поднимается мускулистый мужчина, занимает весь проход и во весь голос начинает выяснять, где теперь его тренажерка! Специалисты поддержки с трудом выпроводили заблудившегося спортсмена. Хорошо, что в эфире этого не было слышно :-)
Помню, как однажды наш методист Светлана Логинова разыграла клиент-менеджера Надежду. Светлана позвонила на внутренний офисный номер и с полной серьезностью начала жаловаться на одного из преподавателей, который не очень хорошо проводит уроки. Надежда ответственно пыталась решить вопрос, искала ученицу, у которой якобы возникла такая проблема. И даже когда Светлана назвала свою фамилию, Надежда не сразу поняла, что это ее коллега. Потом все прояснилось, и все посмеялись.
На моих занятиях было много всего забавного. Один студент был рад тому, что может курить во время онлайн-уроков, некоторые занятые люди успевали быстро поужинать или даже помыть голову. У меня также занималось много молодых мам, которые периодически отвлекались, чтобы укачать ребенка. Все эти мелочи запоминаются, потому что студенты не только учат английский, но и впускают нас в свою жизнь, разделяют с нами разные моменты быта, радости и горести.
Рады были познакомиться, дорогой читатель. Надеемся, что теперь вам стало чуточку понятнее, кто мы такие и как создавалась наша школа. Если мы о чем-то не рассказали и вам не терпится это узнать, с нетерпением ждем ваших вопросов в комментариях!